Конструктивная инквизиция

Перед тем как стать оболочками твэлов, новые материалы подвергаются изощренным пыткам: их нагревают до экстремально высокой температуры, сжимают, растягивают, ломают. Металл страдает для великого дела: благодаря этим проверкам ученые точно знают, как будет вести себя топливная оболочка в эксплуатации. «Лаб. СР» побывала на механических испытаниях в отделе конструкционных материалов ВНИИНМ.
1. В лаборатории кратковременных механических испытаний исследуют образцы разной геометрии: кольцевые, плоские, цилиндрические и т. д. Перед началом испытаний на микрометре измеряют высоту образца, индикатором часового типа определяют толщину.

2. Результаты измерений заносят в компьютерную программу. В процессе испытаний установки передают данные в эту же программу, ученым остается только обработать результаты.

3. Универсальная испытательная машина. Образец из конструкционного материала устанавливают на захваты, подвязывают к нему контрольную термопару асбестовой нитью, чтобы видеть, какая температура на поверхности образца во время испытаний. Потом включают печь, нагревают образец и начинают растягивать или сжимать, пока он не порвется, не согнется или не сломается. Так можно узнать, какую максимальную механическую нагрузку выдержит материал в реакторе.

4. В климатической камере универсальной испытательной машины проводят аналогичные испытания (см. пункт 3) образцов при температуре от –150 до 600 °С.

5. В этой машине проводят кратковременные испытания материалов в вакууме или в газовой среде.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: