Проект окончен. Да здравствует проект!

В Заполярье стало безопаснее и чище. 27 июня контейнеровоз «Россита» вывез первые девять ТУКов с отработанным ядерным топливом АПЛ из губы Андреева в Мурманск. В составе представительной делегации, провожавшей спецсудно, был и корреспондент «СР».
К отремонтированному причалу, на котором проходит торжественная церемония отправки первой партии ОЯТ, пришвартован сияющий морской контейнеровоз «Россита» — он был построен итальянцами шесть лет назад и передан «Атомфлоту» для решения экологических проблем региона. Судно спроектировано для работы в условиях Крайнего Севера, у него есть два грузовых трюма с возможностью регулирования температуры, система сбора радиоактивных вод, мощный кран на 50 т — с ним на «Росситу» можно грузить контейнеры с ОЯТ без помощи другой портовой инфраструктуры.
Итак, ТУКи на месте. Капитан «Росситы» рапортует о готовности корабля к отплытию. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев принимает рапорт и дает судну разрешение на выход в море. «Счастливого безопасного пути. И семь футов под килем»,— напутствовал он экипаж. Под марш «Прощание славянки» в исполнении военного оркестра судно отправилось в сторону Мурманска, чтобы выгрузить первые девять контейнеров (это около 450 ОТВС) на площадку временного хранения «Атомфлота». Через месяц туда доставят еще пять контейнеров из губы Андреева, и эшелон с отработанным топливом отправится по железной дороге на ПО «Маяк».

Вызов без границ

На торжественную церемонию съехалось множество делегатов стран, спонсировавших проект, представителей природоохранного партнерства «Северное измерение» и Европейского банка реконструкции и развития, российских и иностранных журналистов. Почему к этому событию приковано столь пристальное внимание, объяснил Алексей Лихачев: «Сегодня очень важный день. Важный потому, что ставит точку в огромной работе, которая была сделана здесь, в губе Андреева. Трудно переоценить значимость этого проекта для экологии очень хрупкого Арктического региона». Почти 40 лет на бывшей военной береговой технической базе скапливалось отработанное ядерное топливо подводных лодок и атомных ледоколов. «Чтобы реализация этого проекта была возможна, семь лет велись проектные работы, около 10 лет — подготовительные. Но эта работа не могла быть реализована без наших партнеров»,— отметил Алексей Лихачев.
Инициатором проекта по реабилитации базы стала Норвегия: губа Андреева находится всего в 60 км от границ этой страны. Министр иностранных дел Норвегии Берге Бренде подчеркнул важность российско-норвежского сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности. «Эти проблемы не нужно оставлять будущим поколениям, лучше справляться с ними сейчас. И именно это мы с вами делаем сегодня. Это результат 20-летнего сотрудничества России и Норвегии»,— сказал министр.
Губа Андреева — пример и более широкого международного сотрудничества по решению проблем ядерного наследия. С Россией и Норвегией усилия объединили Великобритания, Швеция, Италия, страны — участники партнерства «Северное измерение», а также Еврокомиссия и Европейский банк реконструкции и развития. «Мы должны помнить, что у нас нет запасной планеты и мы вместе отвечаем за то, чтобы она осталась пригодной для жизни следующих поколений. Поэтому особенно приятно видеть, что страны — участники этого проекта отложили в сторону политические разногласия, чтобы решить эту крайне важную проблему, связанную с ядерным наследием»,— подчеркнул вице-президент ЕБРР Пьер Хейлброн.

Первым делом самолеты

Любая командировка начинается с дороги. Мне повезло — летел в теплой компании великих физиков: из Москвы в Мурманск со Львом Ландау, возвращался с Игорем Курчатовым. Есть у «Аэрофлота» такая традиция — называть свои самолеты именами знаменитых людей.

От Мурманска до губы Андреева — 100 км по единственной извилистой дороге по вершинам сопок. Регион хранит память о Великой Отечественной войне: по дороге много мемориалов защитникам Заполярья. Самый крупный — «Долина славы» в 30 км от Заозерска: в этом районе, на подступах к Мурманску, проходили наиболее ожесточенные бои.Губа Андреева относится к территории военного ЗАТО — Заозерска. Поэтому заказывать пропуск сюда нужно не менее чем за месяц.
ОЛЕГ КРЮКОВ: «В ГУБЕ АНДРЕЕВА СОЗДАНА УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ОПЕРАЦИИ С ОЯТ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ САМЫМ БЕЗОПАСНЫМ СПОСОБОМ»
Первый КПП — за 5 км до места назначения. Тщательная проверка документов — и мы продолжаем путь. Перед въездом на территорию снова проверяют — уже «Атом-охрана».
Вот и площадка. Первым делом посетители переодеваются в спецодежду и получают дозиметр, который будет отслеживать текущий уровень и накопленную за время пребывания дозу радиации. Мой дозиметр в конце визита показывал накопленную дозу 0,1 мЗв, максимальный текущий уровень при этом не превысил 0,11 мкЗв/ч.
«Ничего страшного,— поспешил успокоить дозиметрист, забиравший прибор.— Ваши значения соответствуют природному фону. В самолете вы больше получаете».

Уникальная инфраструктура

Фото: Лев Федосеев

Контейнеровоз «Россита» отплывает в Мурманск из порта губы Андреева с первыми ТУКами

Торжественной отправке первой партии ОТВС на «Маяк» предшествовала большая работа: последние 16 лет в губе Андреева совместными усилиями специалистов из разных стран создавалась современная инфраструктура для безопасного хранения и обращения с отработанным ядерным топливом. Например, Италия и Швеция финансировали работы, связанные с обращением с РАО, обращение с ОЯТ — Норвегия, Швеция, Великобритания и ЕБРР. Создание остальной инфраструктуры оплачивал Европейский банк, Норвегия и Швеция. На британские деньги реабилитировали здание №5, демонтировали старые сооружения и технологическое оборудование причала, построили полигон для строительного мусора и площадку для стройматериалов, обновили кабельные сети. Также здесь отремонтировали пирс, установили новый кран-перегружатель, построили ремонтно-механический цех и здание накопительной площадки, куда теперь свозятся выгруженные из хранилищ контейнеры с топливом, площадку дезактивации, санпропускник, лабораторный комплекс и сеть электроснабжения.
Кстати
В ХОЯТ губы Андреева хранится 17 тыс. м³ твердых радиоактивных отходов, 1,3 тыс. м³ жидких радиоактивных отходов и ОЯТ из почти 100 реакторов атомных подводных лодок (22 тыс. отработанных тепловыделяющих сборок, или около 3 тыс. Контейнерочехлов).
«В губе Андреева создана уникальная технологическая инфраструктура, которая позволяет производить операции с ОЯТ любой сложности самым безопасным способом. Теперь у нас здесь целое производство. Наши иностранные партнеры и Россия вложили в общей сложности около 8 млрд рублей. И они продолжат участие в проекте, несмотря на все политические сложности»,— отметил директор по государственной политике «Росатома» в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Олег Крюков. Один из самых сложных объектов комплекса в губе Андреева — здание-укрытие емкостей блоков сухого хранения (БСХ), 2а, 2б и 3а, где ждут своего часа 22 тыс. топливных сборок. Сооружение здания-укрытия позволило проводить работы по обращению с ОЯТ круглогодично в две смены. Раньше работать приходилось преимущественно летом, когда на Крайнем Севере меньше всего осадков и не так ветрено. Чтобы минимизировать воздействие радиации на персонал, над емкостями БСХ установили биологическую защиту — толстые металлические листы: мощность излучения была снижена с 899 до 7,44 мкЗв/ч. В здании все автоматизировано, на посту управления выгрузкой (рабочее место оператора расположено на втором этаже, над хранилищами) на монитор выведены изображения с камер. Все это позволяет удаленно управлять выгрузкой топлива, его перечехловкой и загрузкой в ТУКи.
Чтобы вывезти все ОТВС из двух емкостей БСХ, потребуется не менее пяти лет

Чтобы вывезти все ОТВС из двух емкостей БСХ, потребуется не менее пяти лет

Выгрузка первых сборок отработанного ядерного топлива из хранилищ 2а и 2б началась в середине мая. Когда все топливо из них извлекут, мостовой кран и перегрузочный агрегат переместят в соседний пролет здания-укрытия, и настанет очередь хранилища 3а.

Начало положено

Хотя в международном проекте по созданию инфраструктуры для вывоза ОЯТ из губы Андреева поставлена точка, основная работа по очистке территории еще впереди. Для полного вывоза топлива на переработку понадобится не менее 50 эшелонов и почти 10 лет работы. «Чтобы вывезти топливо из двух хранилищ, потребуется не менее пяти лет. Плюс столько же займет вывоз поврежденных топливных сборок из третьего, последнего хранилища, тем более состояние ядерного топлива плохое,— констатировал начальник отдела координации и реализации международных программ «Росатома» Анатолий Григорьев.— Но начало положено. Путь к этому дню был не просто сложный, а очень сложный». В ходе кооперации ведущих ученых разных стран они приобрели ценнейший опыт по обращению с ОЯТ и РАО, который в дальнейшем позволит решать подобные задачи быстро и профессионально в любой точке мира.

Оператор удаленно управляет выгрузкой, перечехловкой и загрузкой отработанного топлива в ТУКи

Оператор удаленно управляет выгрузкой, перечехловкой и загрузкой отработанного топлива в ТУКи

«Сообща решали уникальные задачи,— говорит Анатолий Григорьев.— Разработанные для хранилища в губе Андреева методы безопасного содержания, перегрузки и переработки ядерного топлива в дальнейшем могут быть использованы во всем мире — в частности, при консервации атомных станций, утилизации отходов их деятельности, а также при ликвидации накопленных ядерных отходов, в первую очередь в Арктическом регионе».
О будущем губы Андреева — после вывоза ОЯТ и реабилитации территории — говорить пока рано. «По нашему законодательству вывод из эксплуатации занимает до пяти лет, потом принимается решение о дальнейшем использовании объекта. Пока мы еще не в пятилетнем горизонте»,— пояснил Анатолий Григорьев.
Александр Никитин
Председатель правления экологического правозащитного центра «Беллона»
— Событие очень значимое как для России, так и для зарубежных стран, особенно расположенных в Арктическом регионе. Мы приступили к практическому этапу ликвидации самого большого аварийного хранилища отработанного ядерного топлива.
Надо подчеркнуть, что такого количества ОЯТ в хранилище подобного вида нет нигде в мире. Это была непростая работа, и подготовка к первой отправке ОЯТ длилась почти 20 лет. Очень важно, что в этой работе участвовали разные страны. И не только потому, что эти страны предоставили финансирование и технологии. Международное участие дало возможность контролировать ход выполнения этого проекта и не позволило работам по какой-то причине остановиться.
Сейчас губа Андреева — современный технологический объект. А 17 лет назад, когда этот объект только был передан Министерством обороны Минатому, это была ужасного вида территория с черными полуразрушенными зданиями и валяющимися вокруг твердыми радиоактивными отходами.
Очень хорошо видны реальные изменения, особенно тем людям, кто видел, что тут было 20 и более лет назад.
Подготовка к выгрузке ОЯТ из БСХ и его вывозу из губы Андреева началась еще в 2001 году. Невозможно в нескольких словах описать, какая работа была выполнена. Было обновлено, переоборудовано и перестроено буквально все.
cats


СПРАВКА
Губа названа в честь Николая Андреева, участника полярных экспедиций по исследованию морей Северного Ледовитого океана и врача шхуны «Бакан». Бухта относится к городскому округу ЗАТО Заозерск Мурманской области. На западном берегу залива в 1961 году была введена в эксплуатацию 569-я береговая техническая база по обслуживанию атомных установок подводных лодок Северного флота. За время работы базы здесь скопилось большое количество РАО и ОЯТ. Было построено здание №5, в котором располагались два бассейна для хранения отработанных тепловыделяющих сборок. ОТВС хранились в стальных чехлах, в каждом в среднем по семь сборок. В феврале 1982 года в одном из бассейнов была нарушена герметичность (треснула строительная конструкция), и из бассейнов стала вытекать радиоактивная вода. В общей сложности в губу Андреева и Баренцево море вытекло около 700 тыс. т высокорадиоактивной воды. В ликвидации аварии с 1983 года по 1989 год приняли участие около 1 тыс. человек. Все ОЯТ перегрузили для сухого хранения в три модернизированные 1000-кубовые емкости БСХ. Из-за политических перемен в стране работа по подготовке к вывозу ОЯТ в начале 1990-х годов была прекращена и возобновилась лишь в конце десятилетия, когда стало понятно, что Минобороны не справится с ликвидацией опасного объекта. Береговую техническую базу передают Минатому, и в 1998 году начинается международное сотрудничество по реабилитации объекта: заключен первый контракт с губернским правлением норвежской провинции Финнмарк по ликвидации аварийного хранилища ОЯТ. В 1999 году работы по этому контракту были успешно завершены. Дальнейшее сотрудничество проходило уже в рамках глобального экологического партнерства «Северное измерение», к работе подключилась Норвегия, Швеция, Италия и Великобритания. С 2001 года началось создание инфраструктуры для проведения работ, которое было завершено в 2017 году.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: