Углю и газу нужен атом

«Атомфлот» провел Северным морским путем первое крупно­тоннажное судно с углем высшего качества — антрацитом. Ком­пания-заказчик получила воз­можность экспортировать уголь в Европу круглогодично, а «Атом­флот» готовится к увеличению числа проводок — на очереди экспорт сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ».
На большей части пути балкера Nordic Bothnia грузоподъемностью 47,3 тыс. т проводку выполнял атомный ледокол «Вайгач».
15 февраля экипаж под руководством капитана Александра Скрябина в слож­ных ледовых и навигационных услови­ях осуществил безопасную постанов­ку судна к причалу Арктической горной компании в районе полуострова Чайка, сообщили в «Атомфлоте». Обратная про­водка завершена 10 марта. В этот день Nordic Bothnia вышел из опасных ледо­вых полей и самостоятельно направился к месту назначения.
Проводка балкеров с антрацитом вы­полняется в рамках коммерческого кон­тракта с Арктической горной компани­ей — предприятием УК «ВостокУголь», которое ведет добычу высококачествен­ного угля на Таймыре. Общие запасы Тай­мырского угольного бассейна оценивают­ся по меньшей мере в 185 млрд т.
Контракт на проводку балкеров с уг­лем действует с 1 января по 30 июня 2017 года. «Этот проект становится еще одним важным шагом на пути разви­тия судоходства в акватории Северного морского пути», — говорит гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша.
В компании «ВостокУголь» отмеча­ют, что перевозка угля с Таймыра в Ев­ропу обходится вдвое дешевле перевоз­ки из Кузбасса. Из Кузнецкого бассейна уголь доставляют железнодорожным транспортом в Мурманск, где перегру­жают на балкеры и отправляют в Нидер­ланды. Длина пути — 7,9 тыс. км. Путь из Таймырского бассейна на 40 % коро­че. Арктическая горная компания пла­нирует добывать на Таймыре до 30 млн т высококачественного угля в год. Скорее всего, весь он пойдет по Северному мор­скому пути.
Преимущества СМП оценили не толь­ко угольщики. По данным «Атомфлота», объемы проводки компании растут крат­но. Так, в 2015 году атомные ледоколы провели 195 судов общей валовой вмести­мостью 2 042 522 т, а в 2016 году — уже 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 т.
Сейчас основная активность перево­зок по СМП связана с портом Сабетта — главной базой проекта «Ямал СПГ». Здесь идет строительство завода по производ­ству сжиженного природного газа мощ­ностью 16,5 млн т в год. Ресурсная база для завода — Южно-Тамбейское месторо­ждение. Только в декабре 2016 года для обеспечения строительства атомные ле­доколы провели 24 судна в этом направ­лении. Пуск первой очереди завода СПГ намечен на 2017 год, по данным компа­нии «Ямал СПГ». «Атомфлот» рассчиты­вает провести суда с первыми 800 тыс. т сжиженного природного газа уже в этом году. Контракт о сотрудничестве с компа­нией «Ямал СПГ» подписан до 2040 года.
Атомные ледоколы востребованы при перевозке сырой нефти в рамках проекта «Газпром нефти» «Новый порт». Экспорт нефти начался в 2015 году, соглашение о проводке действует до 2035 года.
Сейчас основные потребители услуг атомных ледоколов — компании, добы­вающие уголь, нефть и газ. Без ледоколов на ядерной тяге Северный морской путь вряд ли станет магистралью мирового значения. Правительство России это по­нимает — и вкладывает в строительство новых, более мощных судов такого клас­са. На сегодняшний день проводка судов по СМП возложена на четыре действую­щих атомохода: «Ямал», «50 лет Побе­ды», «Таймыр» и «Вайгач», но в ближай­шие годы атомный ледокольный флот страны пополнят суда серии ЛК-60Я, ко­торые в перспективе заменят советские суда-ветераны. Эти двухосадочные ато­моходы за счет большей ширины кор­пуса и повышенной мощности смогут проводить танкеры увеличенной грузо­подъемности, что положительно скажет­ся на эффективности перевозок и прибы­ли заказчиков.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: