«Академик Ломоносов» отправился в путь

Российский проект плавучей АЭС на финишной прямой. В конце апреля ПАТЭС вышла из Санкт-Петербурга и направилась в Мурманск. Там на базе «Атомфлота» в нее загрузят ядерное топливо. Через год «Академик Ломоносов» прибудет к месту приписки — в Певек.

Строго говоря, это пока не АЭС, а плавучий энергоблок — часть станции. В ПАТЭС входит комплекс береговой инфраструктуры.

Блок строился на Балтийском заводе в Петербурге, там же сейчас сооружаются атомные ледоколы. Утром 28 апреля началась транспортировка — ПЭБ покинул территорию предприятия. Это судно не самоходное, его прикрепили к буксирам, с судами сопровождения получился целый кортеж.

«На первом этапе ПЭБ без ядерного топлива на борту отбуксируют к причалу «Атомфлота» в Мурманске. На втором этапе, ориентировочно летом 2019 года, он с уже загруженным ядерным топливом и экипажем будет доставлен из Мурманска в морской порт Певека», — поясняет заместитель руководителя дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрий Алексеенко. По договору с «Росэнергоатомом» комплекс буксировочных и маневровых услуг, связанных с перегоном энергоблока, оказывает Морская спасательная служба Росморречфлота.

Фото: Никита Грейдин

Фото: Никита Грейдин

Транспортировка ПЭБ проходит штатно и вдобавок сопровождается пристальным вниманием антиядерных активистов. Они вышли в море на судне «Белуга-2» где-то в районе Дании и 3 мая предприняли попытку опасного сближения — «Академик Ломоносов» тогда проходил вблизи острова Борнхольм. Им помешали суда российского конвоя, сопровождающие ПЭБ, а также датские и шведские пограничники.

Впрочем, активисты поторопились. Через несколько дней около Бергена они могли вполне легально наблюдать за буксировкой с максимально близкого расстояния, как это сделали норвежские журналисты и представители экологической организации «Беллона» по согласованию с «Росатомом». Они вышли в море, чтобы оценить ход транспортировки и пообщаться со специалистами, которые обеспечивают эту работу. Глава «Беллоны» Нильс Бемер остался доволен увиденным.

Бок о бок с Чукоткой

ПАТЭС оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии. Этого достаточно для города с населением 100 тыс. человек. ПЭБы на Крайнем Севере и Дальнем Востоке могут обеспечивать энергией предприятия, портовые города, газовые и нефтяные платформы в открытом море. Разработчик реактора — нижегородское ОКБМ им. Африкантова (входит в «Атомэнергомаш»). Установки подобного типа эксплуатируются на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».

После загрузки топлива «Академика Ломоносова» в 2019 году отбуксируют по Севморпути на Чукотку. Там блок раскрепят у молапричала и подключат к береговой инфраструктуре. В месте базирования ПАТЭС уже ведутся работы: строят причал, комплекс зданий, гидротехнические сооружения, береговую площадку — все для безопасной стоянки и выдачи мощности энергоблока. А строительством высоковольтных линий электропередачи занимается компания «Русгидро».

Фото: Никита Грейдин

Фото: Никита Грейдин

Пока на Чукотке в составе Чаун-Билибинского энергоузла эксплуатируется самая восточная АЭС «Росэнергоатома» — Билибинская. Но она почти исчерпала свой ресурс и вскоре должна быть остановлена, как и Чаунская ТЭЦ. «Академик Ломоносов» заменит обе станции. Ее ввод в эксплуатацию намечен на 2019 год.

Фото: Никита Грейдин

Фото: Никита Грейдин

«Назначение плавучей атомной теплоэлектростанции выходит далеко за пределы энергоснабжения маленького северного города Певека. От нее зависит промышленное развитие Чукотки, будущее всего округа, всех 50 тыс. жителей этого самого отдаленного и наиболее экстремального по погодным условиям региона России», — говорит губернатор Роман Копин. Он уверен, что станция позволит создать в регионе условия для устойчивого развития добывающей промышленности.

Фото: Никита Грейдин

Фото: Никита Грейдин

«Чукотка с 1974 года живет бок о бок с атомной энергетикой. В крайне тяжелых погодных условиях — зимой температура опускается до –60 °C, в удалении от основных промышленных районов и при слабо развитой транспортной инфраструктуре именно атомная станция позволяет надежно и независимо от внешних факторов снабжать электроэнергией столь сложную территорию», — добавил Роман Копин.

Что дальше?

Потенциальный спрос на подобные установки в мире велик. Однако не хватало референтных образцов — действующих плавучих атомных станций. С пуском ПАТЭС «Росатом» может получить заказы в России и за рубежом.

Генеральный директор «Беллоны» Нильс Бемер и норвежские журналисты после осмотра блока

Генеральный директор «Беллоны» Нильс Бемер и норвежские журналисты после осмотра блока

Пилотный блок получился достаточно дорогим. За это проект периодически критикуют оппоненты атомной энергетики. Но стоимость опытных образцов инновационных разработок всегда выше, чем в серийном производстве. Кроме того, судостроители затянули сроки, что тоже сказалось на цене.

Фото: Никита Грейдин

Фото: Никита Грейдин

«Росатом» ведет разработку оптимизированного проекта плавучей станции и обещает внушительное удешевление. По словам заместителя гендиректора «Росэнергоатома» Павла Ипатова, в обновленной версии ПАТЭС планируется использовать реактор РИТМ-200. Ими оснащаются атомные ледоколы нового поколения. Конструктор установки — все то же ОКБМ. У РИТМ-200 выше мощность и улучшенные технико-экономические параметры.

Фото: Никита Грейдин

Фото: Никита Грейдин

«Мы считаем, что в течение пяти лет подобный блок может быть сооружен. Безусловно, при наличии на него заказов», — отметил Павел Ипатов. Проектом, по его словам, интересуется «ряд российских северных территорий и несколько стран Юго-Восточной Азии и Арабского Востока». Экваториальные страны рассматривают плавучие АЭС не только как энергетический объект, но и как инфраструктуру для опреснения морской воды.

Далее