Арктика: освоить и сберечь

Россия уже давно определилась с тем, что арктические территории необходимо осваивать. Правительство прорабатывает вопрос о передаче «Росатому» полномочий по созданию транспортной и энергетической инфраструктуры северного побережья России. Природа Арктики ранима, поэтому при решении проблем технического характера в Арктике нужно в первую очередь руководствоваться принципом «не навреди».


Взгляд правительства

В выступлении на конференции «Атомэко» советник министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Фишкин сообщил, что обустраивать арктические земли планируют путем создания специальных опорных зон вокруг месторождений полезных ископаемых, в основном углеводородов.

По словам Дмитрия Фишкина, Минэкономразвития и Минприроды по поручению президента Владимира Путина прорабатывают вопрос о «наделении «Росатома» рядом полномочий» по освоению Арктики. Оба министерства считают, что атомная госкорпорация справится с поставленными задачами. Причины прозаические, говорит Дмитрий Фишкин: «Минерально-сырьевую базу арктической зоны невозможно осваивать без транспортной составляющей. Только по Северному морскому пути можно эффективно доставлять ресурсы мировым потребителям, а также привозить технику для разработки месторождений. На наш взгляд, развитие Севморпути в первую очередь связано с развитием атомного флота».

Другой важнейший довод в пользу назначения «Росатома» ответственным за Арктику — наличие оптимальных технологий в энергетике. Опыт показывает, что строительство и эксплуатация угольных электростанций, использование дизель-генераторов — удовольствие дорогое. Да и выбросы парниковых газов у этих видов генерации приличные. На их фоне АЭС с реакторами малой мощности выглядят весьма достойно. Кроме того, в Арктике почти всегда дует ветер, а значит, там можно использовать ветрогенераторы. «Росатом» развивает и это направление. Что может быть экологичнее и надежнее связки АЭС и ВЭС? Ничего.

В Минэкономразвития и Минприроды рассчитывают, что «Росатом» обеспечит круглогодичную навигацию по Севморпути и создаст энергетическую инфраструктуру для добычных проектов.

«На наш взгляд, освоение Арктики должно строиться на взаимодействии «Росатома» и Министерства природных ресурсов. В том числе в вопросах экологии», — заключил Дмитрий Фишкин.

Не только реакторы и ледоколы

Технологии для освоения Арктики у «Росатома» есть. Во-первых, на Билибинской АЭС более 40 лет работают энергоблоки с реакторами ЭГП‑6. Это колоссальный опыт использования ядерной энергии в Заполярье, который пригодится при эксплуатации первой в мире плавучей АЭС. Она достраивается в Санкт-Петербурге, а в 2019 году начнет выработку электроэнергии у специального причала в Певеке, на берегу Северного Ледовитого океана.

На Билибинской АЭС наработан уникальный опыт эксплуатации энергоблоков малой мощности

На Билибинской АЭС наработан уникальный опыт эксплуатации энергоблоков малой мощности

Во-вторых, атомные ледоколы. Проводить суда во льдах эффективно и безопасно для окружающей среды могут только атомоходы. На севере России работают четыре таких ледокола. Еще три, серии «Арктика», строятся. Перспектива развития атомфлота — проект «Лидер». Он будет шире и мощнее предшественников: сможет преодолевать льды толщиной до 4 м и обеспечивать проводку самых крупных танкеров.

«Росатом» готовится предложить новые продукты, которые сделают освоение арктической зоны дешевле и экологичнее. Это ветроэлектростанции, новые конструкционные материалы, способные выдерживать экстремальные тепловые, химические и радиационные нагрузки, системы водоподготовки и очистки воды, системы для нейтронно-активационного анализа в геологоразведке, оборудование для ликвидации последствий аварий с разливом нефти.

Знать, что оставим после себя

Наряду с техническими проблемами при создании инфраструктуры в Арктике потребуется решать вопросы сохранения окружающей среды. Член общественного совета «Росатома», эколог Сергей Жаворонкин на конференции «Атомэко» призвал атомную отрасль подтягивать других участников освоения Арктики к своим стандартам в области экологии. И пожелал госкорпорации получить как можно больше полномочий по управлению инфраструктурой СМП, напомнив, что в советское время руководителям Северного морского пути приходилось решать самый широкий спектр задач — от строительства инфраструктуры до вакцинации людей от оспы.

Сергей Жаворонкин предложил ввести систему комплексного управления прибрежными зонами. Это особенно важно для опорных зон развития Арктики — все они расположены на побережье. Кроме того, необходимо создать механизм комплексной экологической экспертизы арктических проектов. «Если мы идем в Арктику, то уже сейчас должны знать, как мы оттуда уйдем и в каком состоянии мы ее оставим», — заключил Сергей Жаворонкин.