В последний путь

Уникальная операция по перевозке выведенного из эксплуатации судна атомного технологического обслуживания ПМ-124 завершилась в начале июля.

Текст: Иван Моргунов / Фото: «СевРАО»

Плавучая мастерская по перезарядке активных зон реакторов АПЛ использовалась в том числе и как хранилище ОЯТ, РАО и перегрузочного оборудования. Была построена в 1960 году, первая перезарядка ректоров проведена в марте-июне 1961 года. В 2008 году все высокоактивное содержимое хранилища с судна выгрузили.

Утилизация судов обеспечения атомного подводного флота, отслуживших свой век, часто вызывает серьезные трудности из-за их неудовлетворительного технического состояния. Главной проблемой при подготовке ПМ-124 к утилизации стало извлечение из хранилища единственной оставшейся облученной гильзы системы управления защитой реактора атомной подводной лодки. Гильза застряла в одной из ячеек для хранения. В ноябре 2016 года ее благополучно извлекли и отправили в специальном транспортно-упаковочном контейнере на переработку на «Маяк».

ПМ-124 выведено из эксплуатации в сентябре 2008 года. Его состояние не позволяло выполнить буксировку на плаву без риска для окружающей среды, поэтому решили сделать это с помощью плавучего транспортного дока «Итарус». Он был построен специально для подъема и транспортировки трех- и одноотсечных блоков реакторных отсеков утилизированных АПЛ и может использоваться для транспортировки плавучей мастерской. Однако размеры и масса ПМ-124 не позволяли разместить его целиком на транспортере, поэтому на судоремонтном заводе «Звездочка» демонтировали часть носа и кормы корпуса, а также удалили надстройку.

30 мая буксир «Бизон» вывел из порта Северодвинска плавучий транспортный док «Итарус» с ПМ-124 на борту. По правилам перевозки на судне не было экипажа, часть команды находилась на буксире. «В Баренцевом море корабли попали в сильнейший шторм и вынуждены были укрыться в губе Териберской. Невзирая на все трудности, 3 июля «Итарус» был ошвартован у пирса в губе Сайда», — рассказал директор «СевРАО» Валерий Еременко.

catsСейчас корпус ПМ-124 поднят на стапельную плиту пункта длительного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО) в губе Сайда. Начаты работы разделке корпуса и формированию блок-упаковки, которые продлятся до ноября 2019 года. Затем судно разместят на долговременное хранение — до 50 лет. Такая же судьба ожидает и другие оставшиеся плавтехбазы: ПМ-128, ПМ-78, ПМ-50, ТНТ-19. Для них на стапельной плите ПДХ РО уже выделены места. Здесь находятся на длительном хранении 109 реакторных отсеков, блок-упаковка атомного ледокола «Сибирь» и судна атомно-технического обслуживания «Лепсе» и две блок-упаковки судна атомно-технического обслуживания «Володарский».