Звали в Google, а он пошел в «Росатом»

В День знаний Всероссийский форум профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» собрал в Ярославле победителей олимпиад, научнотехнических и естественно-научных конкурсов, авторов всевозможных изобретений, а также ученых, ректоров вузов, представителей крупных компаний и владельцев стартапов. Им было о чем поговорить. Дело кончилось тем, что восьми участникам сразу вручили трудовые договоры.

Среди счастливчиков — Владислав Жуков, студент третьего курса СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Договор ему передал глава «Росатома» Алексей Лихачев. «О таком подарке я даже не мечтал,— рассказал нашему корреспонденту Владислав Жуков.— Я всегда хотел работать в науке, а здесь такая возможность — приглашение в НИТИ в Сосновом Бору».

С молодым человеком побеседовал президент России Владимир Путин. Он приехал на форум, чтобы поучаствовать во Всероссийском открытом уроке. Все, кто получил трудовые договоры, поднялись на сцену, и президент попросил их рассказать себе. Владислав Жуков начал первым: «В 2014 году я победил в конкурсе юношеских интернет-проектов «Цифровое поколение. Вперед!», который проводил Googlе, и выиграл поездку в Кремниевую долину. Там меня восхитило все — и технологии, и люди. Мой проект, масштабируемые системы мобильного экомониторинга, вызвал интерес, и меня пригласили на работу в Googlе. Но я отказался — мне хочется сделать свою страну лучше». Свой проект студент планирует доработать и в 2018 году выступить с ним на «ТеМПе».

Владислав Жуков вырос в Сосновом Бору. Его отец — начальник участка комплекса по обращению с РАО на Ленинградской АЭС. «Разработку для контроля радиации мы делали вместе. Так я увлекся атомной тематикой»,— рассказывает Владислав Жуков. Потом было участие в проектах «Школы «Росатома». В центре развития творчества детей и юношества попался прекрасный педагог — Михаил Краско. «Его не стало в прошлом году. Но я с большой благодарностью вспоминаю Михаила Степановича, когда берусь за новые проекты и получаю награды»,— говорит парень.

Школьники и студенты голосовали за проекты, в которых хотели бы принять участие,— лидировали «Нейроинтеллектуальные системы на базе НБИКС-технологий». Эксперты описывали перспективы своих компаний. Алексей Лихачев рассказал об атомной отрасли: «Нам нужны активные люди, способные придумывать и создавать новое. Решать задачи, возникающие на самом острие научной и инженерной мысли. Если вы мыслите оригинально, нешаблонно, любопытны и настойчивы, то вы нам нужны».

«Школьники из атомных городов — кадровый фундамент будущего атомной отрасли,— говорит руководитель «Школы «Росатома» Наталья Шурочкова.— Многие ребята из династий атомщиков хотят быть как их родители, бабушки и дедушки. И наша задача — помочь определиться с профессией и поступить в ведущие вузы страны». В рамках этого проекта в 26 городах на базе школ открыты атомклассы для углубленного изучения математики, физики и химии. В четырех городах есть школьные технопарки. Кроме того, в «Школе «Росатома» обучают педагогов. «Учителя осваивают новые образовательные технологии. Стажируются в лучших школах России и за рубежом, а затем проводят уроки для своих коллег»,— поясняет Наталья Шурочкова.

Образование в атомных городах не хуже столичного — это говорят все: и дети, и родители, и преподаватели НИЯУ «МИФИ». «Наш вуз выбирают победители и призеры всероссийских олимпиад. Процент атомных ребят среди поступающих высокий»,— говорит начальник отдела олимпиад НИЯУ «МИФИ» Максим Делов. Недавно рейтинговое агентство RAEX опубликовало топ-200 школ, подготовивших наибольшее количество выпускников, которые поступили в вузы. На 82-й строчке — обнинская гимназия, на 117-й — гимназия в Снежинске, на 129-й — гимназия в Железногорске, на 140-м — лицей в Глазове, на 156-й — лицей в Озерске.

Далее