Легко ли молодым попасть в «Росатом»

БеляеваТатьяна Беляева

Директор центра по работе с вузами и выпускниками, Академии «Росатома»

— В 2012 году руководитель госкорпорации Сергей Кириенко поставил перед отраслевыми службами управления персоналом и Академией «Росатома» задачу выстроить систему привлечения молодых специалистов, благодаря которой «Росатом» займет место в десятке лучших работодателей России.

Сейчас «Росатом» входит в топ-10 самых привлекательных работодателей для российских студентов по версии ведущего рейтингового агентства Universum. За несколько лет госкорпорация укрепила свои позиции — вошла в один список с «Газпромом» и Google. Конечно, попадание в рейтинг не было самоцелью, но это говорит о том, какая большая работа проведена.

Мы выстроили прямой диалог с потенциальными сотрудниками. В 2013 году «Росатом» проводил день карьеры только в МИФИ. Сегодня госкорпорация наладила связи с ключевыми для отрасли вузами в Москве и регионах, участвует в многочисленных ярмарках вакансий, днях работодателя, научных конференциях, олимпиадах и турнирах для студентов, руководители госкорпорации читают профориентационные лекции.

Турнир молодых профессионалов «ТеМП» из отраслевого конкурса превратился в большой молодежный проект, который объединяет лучших студентов крупнейших технических вузов страны и молодых специалистов «Росатома». За последние годы резко увеличилось число заявок на участие в турнире — со 100 в 2011 году до 3 тыс. в 2017 и 2018 году. Серьезно выросла конкуренция, участники прекрасно подготовлены. Для нас это показатель интереса к бренду «Росатома» и потенциала наших будущих кадров. За три года средний балл выпускников, приходящих в «Росатом», вырос с 4,2 до 4,41, доля выпускников с красным дипломом — с 19 до 31%. На 10% увеличилась доля пришедших из опорных вузов — 59% молодых сотрудников, принятых на отраслевые предприятия.

Когда в 2013 году я впервые пришла на ярмарку вакансий в один из опорных вузов «Росатома», то увидела представителей нескольких атомных предприятий отрасли, они стояли разрозненно. Были плакаты с названием и логотипом только предприятия — без логотипа «Росатома». У кого-то вообще название предприятия было написано на листе А4.

Перед нами стояла задача объединить более 60 предприятий, построить зонтичный бренд. Сформировать образ «Росатома» в сознании не только целевой аудитории, но и самих работодателей. Эксперты академии провели много очных и онлайн-встреч с HR-службами. Сегодня все предприятия корпорации пользуются единым визуальным стилем, мы формируем общеотраслевой календарь карьерных мероприятий. Как показало исследование 2016 года, предприятия атомной отрасли стали воспринимать как единого работодателя. Мы добились того, что отрасль стала привлекательной для самых талантливых и перспективных молодых специалистов. Бренд «Росатома» начал работать.

Но выявилась другая проблема: согласно опросам, более 80% наших потенциальных сотрудников не имели ясного представления о том, как попасть в «Росатом». Встала новая задача — обеспечить «прозрачность» трудоустройства. И в 2016 году был создан карьерный портал для студентов и выпускников — rosatom-career.ru. Там можно составить профиль, который автоматически попадает в базу резюме центра карьеры «Росатома». Для этого нужно заполнить форму и пройти два теста. Ориентируясь на профиль кандидата, специалисты подбирают вакансии или место для прохождения практики. Пользователь и сам может искать вакансии.

На портале представлено 60% отраслевых вакансий, наша цель — 90%. Мы хотим сделать единую информационную систему, которая позволит проводить мониторинг потребности предприятий в специалистах, оперативно реагировать на запросы отрасли и соискателей.

У «Росатома» есть свои требования к выпускникам. В числе главных — владение английским. Для глобальной компании это критически важно. Пока не все выпускники соответствуют — это зона развития и для нас, и для опорных вузов.

Обязательной частью карьерных мероприятий стали тренинги Академии «Росатома», которые позволяют студентам погрузиться в бизнес-специфику отрасли, изучить основы маркетинга, ведения переговоров и публичных выступлений. Мы объясняем им, что в конкурентной среде недостаточно быть отличником в своей специальности, нужно развивать бизнес-навыки.

Важно, чтобы кандидат имел четкое представление о специфике и сложности работы на предприятиях отрасли. Около 30% молодых сотрудников уходят из «Росатома» в течение первого года. Наша задача — уже на этапе профориентации выстроить диалог с целевой аудиторией, помочь сделать осознанный выбор.

Показательно, что 80% участников «ТеМПа», работавших над идеями стартапов, — это молодые специалисты, а не выпускники. Они восприняли турнир как возможность рассказать о своей инициативе, идеях, проекте, поработать с экспертами, обсудить проекты с топ-менеджерами. Наша молодежь активно включается в новые проекты, они быстро выстраивают коммуникации друг с другом, находясь в разных концах страны. Буквально за выходные, общаясь в мессенджере, ребята разработали и утвердили логотип и девиз слета молодежных лидеров «Росатома». Необходимо поддерживать инициативы молодых сотрудников, позволить им воплощать свои идеи. Для этого нужна особая среда.

В конце 2017 года гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев заговорил о формировании молодежного сообщества отрасли. Эту идею подхватили наши молодые лидеры и предложили создать совет молодежи, главной задачей которого будет развитие системы горизонтального взаимодействия молодых сотрудников отрасли и продвижение молодежных инициатив.

Тема обсуждалась на первом слете отраслевой молодежи в декабре 2017 года. Тогда же прозвучала идея создать универсальную корпоративную социальную сеть — канал коммуникации для нашей молодежи. Сегодня в эту работу вовлечены более 100 специалистов с разных предприятий — это наши лидеры, которым предстоит объединить активную молодежь отрасли.

Совместно с Академией «Росатома» актив разрабатывает программу молодежного конгресса, который пройдет 26–30 августа в Санкт-Петербурге и Сосновом Бору. В отличие от форума «Форсаж», нацеленного на кооперацию молодежи крупнейших промышленных компаний страны и зарубежных ядерных сообществ, этот конгресс — для отраслевой молодежи, их общения с представителями ведущих предприятий отрасли и обсуждения инициатив с руководством «Росатома».