Лед тронулся

Россия сделала еще один шаг для освоения Севморпути: чуть больше года прошло со спуска на воду «Арктики», головного ледокола проекта 22220, теперь тот же путь проделал первый серийный — «Сибирь». Универсальные суда этого типа позволят круглый год проводить караваны в западном районе Арктики. Ледоколы следующего поколения, проекта «Лидер», дадут непрерывную навигацию по всему СМП.

На набережной Балтзавода праздник: спуск на воду первого серийного ледокола проекта 22220 «Сибирь». Под музыку оркестра глава Счетной палаты Татьяна Голикова, «крестная мать» нового ледокола, разбила бутылку шампанского о нос корабля. Все прошло как по маслу: перерезали задержник, ледокол плавно сошел со стапелей, упали в воду якоря. Теперь начнется финальная стадия строительства — достройка на плаву.

Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев напомнил, что у «Сибири» есть тезка — ледокол, который был принят в эксплуатацию в 1977 году и уже отслужил свой век. Это судно установило рекорд: впервые осуществило круглогодичную навигацию, достигнув Северного полюса в мае. «Я желаю нынешней «Сибири» тоже стать рекордсменом», — сказал глава госкорпорации.

Срок сдачи «Сибири» в эксплуатацию — ноябрь 2020 года (в середине 2019 года, должны закончить «Арктику»); на подходе и второй серийный ледокол — «Урал», который планируют завершить в ноябре 2021 года. «Соблюдение установленных сроков сдачи универсальных атомных ледоколов — приоритетная задача, — подчеркнул Алексей Лихачев. — Мы понимаем, что Балтийскому заводу потребовалось время для восстановления производственных связей и актуализации опыта. Сейчас мы уже ждем результатов».

По информации «СР», подрядчик уже оптимизировал систему управления проектами: проводятся регулярные совещания, перестроена система закупок — это позволяет рассчитывать, что ледоколы будут сданы в срок. Налицо прогресс и в сооружении самих судов: если «Арктика», когда ее спускали на воду, была оснащена оборудованием на 70 %, то «Сибирь» «нафарширована» уже на 80 % и поэтому на 4 тыс. т тяжелее.

Улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости и ледопроходимости — заслуга новейшей реакторной установки для ледокольного флота РИТМ‑200. Основные ее преимущества — компактность и экономичность. РИТМ‑200 имеет энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого блок в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ, используемых в настоящее время.

Срок службы реакторов — 40 лет, перезагрузка ядерного топлива — раз в семь лет. Для сравнения: за этот срок дизельный ледокол потратил бы 540 тыс. т арктического дизеля, примерно столько же дизеля потребила бы за семь лет Якутия.

Руководство отрасли и «Атомфлота» уже смотрит в будущее. Алексей Лихачев выразил желание встретиться здесь еще раз, на закладке нового ледокола, проекта 10510 «Лидер». Судно сейчас разрабатывается, ориентировочный срок ввода в эксплуатацию — 2025 год.

По словам Алексея Лихачева, в 2025– 2030 годы кратно возрастет экспорт углеводородов по СМП, к этому времени необходимо установить режим круглогодичной навигации. И здесь основная ставка именно на ледоколы проекта «Лидер», которые смогут пробивать лед толщиной около 4,5 м и продолжать путь в любой ледовой обстановке.

«Атомная энергетика обеспечивает России безоговорочное лидерство в высоких широтах, но только при наличии универсальных атомных ледоколов наша страна в полной мере откроет миру все возможности и преимущества Северного морского пути. К концу этого года будет завершен технический проект ледокола «Лидер», а это уже новая страница в истории освоения Арктики», — подчеркнул генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша.

Далее