Медицина Полярных Зорь переходит на ПСР

Глава «Росатома» Алексей Лихачев побывал на Кольской АЭС в Полярных Зорях. Он также посетил медсанчасть № 118, где ознакомился с ходом реализации проекта «Бережливая поликлиника».

«Росатом» и Министерство здравоохранения планировали внедрить принципы ПСР в работу поликлиник семи атомных городов: Волгодонска, Новоуральска, Озерска, Заречного, Соснового Бора, Железногорска и Курчатова. Однако успех «Бережливой поликлиники» заставил расширить этот список.

«Бережливая поликлиника» — масштабный федеральный проект, в котором для оптимизации производственных процессов в медицинских учреждениях применяются методы Производственной системы «Росатом». ПСР — это культура бережливого производства и система непрерывного улучшения, благодаря которой «Росатом» добился существенного повышения эффективности своих предприятий. Теперь госкорпорация распространяет проверенную практику и опыт ведущих специалистов на медицинские учреждения атомных городов.

«Бережливая поликлиника» позволяет при минимальном вложении средств сделать медобслуживание доступнее, а пребывание пациентов в медучреждениях — комфортнее, снизить нагрузку на медицинский персонал за счет совершенствования процессов, сокращения трудозатрат и стандартизации работы. Пилотные проекты реализовывались в трех неатомных городах — Ярославле, Севастополе и Калининграде. Среди атомных городов первыми стали Волгодонск, Озерск и Новоуральск. Там программа стартовала 1 июня этого года.

Улучшения без существенных вложений

В поликлиники отправляется десант специалистов под руководством представителей АО «ПСР». В медсанчасть № 118 Полярных Зорь прибыли пээсэрщики с Кольской АЭС. Работа началась с аудита. Терминология производственной системы пока не универсальная, к поликлиникам мало применима, поэтому звучит забавно: устранение перепроизводства, излишних запасов, ожидания, лишних движений и операций, брака. Все это выявили и разработали планы-графики мероприятий.

Работа в Полярных Зорях идет по пяти основным направлениям (см. «Области улучшения»). В частности, в рамках «Бережливой поликлиники» оптимизируют работу регистратуры с учетом современных стандартов коммуникации, информатизации и инфраструктуры для маломобильных групп населения. Внедряется электронная очередь. Врачи освобождаются от лишней бумажной работы.


Фото: Дмитрий Дубов

ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ

  • Регистратура как информационный центр поликлиники
  • Результативность диспансеризации
  • Эффективность работы отделения производственной
    медицины
  • Модернизация работы врачей, медсестер — изменение
    логистических механизмов
  • Организация функционирования лабораторного блока

Важный фактор повышения эффективности — эргономика: пээсэрщики продумали организацию рабочих мест медперсонала. Меняется логистика вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации, получения льготных лекарств. Пээсэрщики предложили разделить потоки посетителей, которым нужны только справки и профилактические осмотры, и больных. Зачем здоровым риск подхватить вирус?

Кроме того, специалисты АО «ПСР» рассказали медработникам об основных принципах Производственной системы «Росатом» и обучили их методам оптимизации производственных процессов.

Что в итоге

Итоги реализации проекта «Бережливая поликлиника» в Полярных Зорях еще не подведены. Однако опыт Волгодонска и других городов показывает, что результаты будут значительными.

«Уже сейчас благодаря картам прохождения медицинского осмотра люди освобождаются до обеда, раньше это растягивалось на весь рабочий день, иногда на обход всех специалистов нужно было потратить несколько дней, — рассказывает начальник медсанчасти № 5 Волгодонска Роман Пономарь. — Раньше на расшифровку и обработку анализов уходило три-четыре часа, но мы приобрели современное оборудование, и дело идет гораздо быстрее. Отпускаем людей с медзаключениями еще до 12:00, они возвращаются на работу и не теряют трудовые часы».

Также в медсанчасти внедрили новейшее программное обеспечение. Создана единая система с электронными картами. Постепенно переходят на онлайн-выписки и результаты анализов. На средства проекта сделали ремонт, расширили холл, организовали колл-центр и наняли сотрудника в картохранилище для оцифровки старых карт.


Фото: Дмитрий Дубов

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА»
В ЯРОСЛАВЛЕ, СЕВАСТОПОЛЕ И КАЛИНИНГРАДЕ

  • В два раза больше времени стало у врачей на работу с пациентами
  • В пять раз быстрее запись на прием
  • В восемь раз сократились очереди
  • В 12 раз сократилось время ожидания приема у кабинета врача
    6,5 км проходила медсестра прививочного кабинета за смену. Сейчас —
    900 м
  • С 78 до 96% повысилась результативность работы патронажной медсестры
  • С 54 до 84% выросло количество приемов точно вовремя
  • Проведена диспансеризация всех пациентов, прикрепленных к поликлинике

«Реализацию проекта «Бережливая поликлиника» я оцениваю положительно, — говорит Роман Пономарь. — Благодаря поддержке «Росатома» оценены все наши кризисные точки, решены проблемы очередей и работы регистратуры, закуплено высокотехнологичное оборудование, выделено дополнительное пространство для кабинета забора крови и зоны ожидания. Надеемся, что новые стандарты сделают работу медицинского персонала эффективнее». Глава Минздрава Вероника Скворцова тоже положительно оценивает «Бережливую поликлинику». «Без каких-то дополнительных значимых финансовых вложений, просто за счет того, что нормализуется логистика и организационные процессы, в 12 раз сокращается время ожидания врачей, упрощается запись на прием к врачам, работают вежливые регистраторы», — сообщила она в докладе президенту Владимиру Путину. По словам Вероники Скворцовой, за первые же месяцы работы обновленных по методике Производственной системы «Росатом» поликлиник удовлетворенность пациентов их услугами повышается в среднем на 10 — 15 %.


Алексей Мещеряков
Руководитель проекта, АО «ПСР»

— Мы проводили опросы на разных уровнях: перемен в медицинском обслуживании ждут все. Технологии не стоят на месте, люди хотят, чтобы медицина была современной, качественной, доступной. Запрос на изменения есть у ФМБА России и медсанчастей. Медики понимают, что назрела необходимость пересмотреть подходы и схемы. Нужно этим заниматься, несмотря на все препоны.

«Бережливая поликлиника» помогает снять часть насущных проблем при минимальных вложениях. В некоторых случаях достаточно проанализировать процессы и изменить их организацию. В одной поликлинике были огромные очереди на забор крови. У медсестер половину времени отнимала бумажная работа, и мы с руководством поликлиники нашли решение: в кабинет посадили санитарку, которая заполняла документы. Во-вторых, ввели время приема, и поток стал равномерным. Очереди почти пропали. Это лишь один пример. Часто медики сами удивляются: решения очевидные — достаточно было посмотреть на структурные проблемы под другим углом.

Наш проект стал толчком для запуска кардинальных перемен и основой для широкого внедрения оптимизационных инструментов в сфере здравоохранения.