Меняйся, или проиграешь

Проходить сквозь стены, меняться со скоростью света, предвидеть будущее — вот далеко не полный список суперспособностей, которыми в ближайшие десятилетия нужно овладеть российским компаниям, претендующим на глобальное технологическое лидерство. Как это сделать, обсуждали на V Международном форуме «NDExpo. Высокие технологии для устойчивого развития».

Текст: Ольга Ганжур /Фото: «Страна Росатом»

Экспозиция в технопарке «Сколково» — выставка достижений «Росатома» в новых бизнесах: новые материалы и технологии, АСУ ТП и электротехника, интеллектуальные системы безопасности, медицина, цифровые решения и технологии, решения для ТЭКа и инфраструктурные решения. Макетов атомных станций не было, зато продемонстрировали тулиевый волоконный лазер РФЯЦ-ВНИИЭФ для лечения костных и сосудистых заболеваний, мотоцикл, изготовленный с применением углеволокна Umatex, и электропогрузчик с накопителем энергии нового типа ТВЭЛ.

«У нас огромный арсенал знаний и компетенций в разных сферах: от добычи полезных ископаемых до суперкомпьютерного моделирования, — ​рассказывает журналистам первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров. — ​Мы хотим, чтобы все это нашло применение не только в атомной энергетике, но и в других направлениях. Рассчитываем, что в 2018 году выручка по новым продуктам достигнет порядка 200 млрд рублей».

Расширяя бизнес

Главная тема деловой программы NDExpo‑2018 — глобальное технологическое лидерство: прорывные технологии и скорость изменений.

«Технологический лидер — компания, которая создала инновацию, заработала на ней имя и репутацию, а потом 15–20 лет пожинает плоды своего труда, — такое определение было актуально раньше, когда скорость внедрения изменений была существенно ниже, чем сейчас, — ​считает Кирилл Комаров. — ​Сегодня конкуренция высокотехнологичных компаний, появление новых материалов, методов конструирования, моделирования, возможностей для исследований разгоняют скорость изменений до невиданных оборотов, поэтому продержаться в позиции лидера на рынке, не прилагая новых усилий, невозможно. Крайне важно не только думать о лидирующих позициях в основном бизнесе, например в атомной промышленности, но и следить за трендами развития технологий на смежных мировых рынках».

Падение Вавилонов

Специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков считает, что уже в 2020-е годы мы увидим «падение Вавилонов» — крупных компаний и корпораций, которые не успеют перестроиться под новые реалии мирового рынка. «Падение Вавилонов будет сопровождаться усилением геополитической борьбы, постоянным появлением разных альянсов, в том числе санкционных, — ​отметил Дмитрий Песков. — ​Появился цифровой мир — мы открыли Америку. Ее надо поделить. Границы цифровых суверенитетов до сих пор не очерчены». Выживут те компании, которые смогут молниеносно внедрять организационные изменения, чтобы быстро создавать новые продукты. Те, кто будет постоянно предлагать инновации, преодолеют санкции: политикам не удастся заблокировать выход на рынок новшеств, действительно востребованных.

«РосРАО» представило роботов различного назначения

«РосРАО» представило роботов различного назначения

Кирилл Комаров рассказал, что «Росатому» не приходится менять всю систему целиком, чтобы запустить новое направление, новый продукт. В госкорпорации создают компании-интеграторы по отдельным видам бизнеса. «Наш опыт показывает: если хочешь в каком-то направлении добиться результата, нужно максимально его обособить и сделать самостоятельным, — ​подчеркивает Кирилл Комаров. — ​У нас не было бизнеса по сервису АЭС. Мы решили создать отдельную, очень компактную мобильную компанию «Русатом Сервис» с уставным капиталом 100 млн рублей. Нам удалось привлечь в нее очень хороших отраслевых профессионалов и коммерсантов из других компаний. Сегодня компания выплатила госкорпорации более 3 млрд рублей дивидендов, и это лишь часть чистой прибыли, которую она за эти годы получила».

Один в поле не воин

Участники пленарного заседания сошлись во мнении, что в быстро меняющемся мире компаниям, даже самым сильным, не справиться в одиночку. «На глобальном рынке идет усложнение и продуктов, и технологий. Технологии становятся наукоемкими и междисциплинарными», — ​сказал проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков.

«Мы ищем инновационные решения не только в своей системе, где работают десятки тысяч талантливых людей, — ​сообщил Кирилл Комаров. — ​В прошлом году мы с фондом «Сколково» провели открытый конкурс стартапов «Вектор» — пригласили всех, у кого есть интересные идеи по нашим стратегическим направлениям развития. Вскоре хотим провести более узкий конкурс: вывесить список конкретных технических вопросов, на которые у нас пока нет ответов, и предложить инноваторам всей страны подумать вместе с нами. Интересно, увидим ли мы отклик».

«Я уверен, что отклик будет. Давайте совместно проведем в следующем году конкурс Rosatom Challenge», — ​предложил старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем.

У Российской венчурной компании (РВК) есть инструменты, которые помогут консолидировать усилия предприятий для создания инноваций, отметил гендиректор РВК Александр Повалко. «Мы запустили ряд технологических платформ, позволяющих компаниям сообща работать над задачами, которые нам видятся как глобальные вызовы, — ​сказал он. — ​РВК может поддерживать инициативы такого рода, брать на себя риски, связанные с отдельными неудачами разработчиков». Компания надеется, что «Росатом» будет развивать сотрудничество с РВК. «Способность госкорпорации к быстрым экспериментам в обособленных структурах, способность создавать разные организационные структуры под конкретные задачи, а также умение работать с высокорисковыми проектами — это огромный плюс в решении задач венчурных проектов», — ​подчеркнул Александр Повалко.

Не клиент, а партнер

Один из выводов пленарной дискуссии NDExpo‑2018 — нужно менять корпоративную культуру, чтобы сотрудники могли эффективно работать в командах, в том числе межотраслевых. Надо менять и систему взаимодействия с заказчиком. «В современных условиях высокотехнологичным компаниям одного маркетинга и навыков продаж мало, — ​сказал Кирилл Комаров. — ​Раньше можно было произвести товар и попытаться убедить клиента его купить. Сегодня мы пытаемся перейти от понятия «клиент» к понятию «партнер». Еще до начала работы проводим стратегические сессии с нашими заказчиками, выясняем, что они хотят, какие вызовы видят, что для них важно. В тесном взаимодействии с заказчиком мы приходим к общему видению продукта, который ему необходим».

О соглашениях, заключенных на NDExpo‑2018, читайте в следующем номере.