Нарабатывая конкурентные преимущества

На «Маяке» подвели итоги переработки пилотной партии отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000. Заместитель генерального директора предприятия по стратегическому развитию Дмитрий Колупаев рассказал «СР», что необходимо сделать для начала переработки этого топлива в промышленных объемах, а также о том, как этот проект повысит кон­курентоспособность «Росатома» на глобальном рынке.

— Как вы оцениваете полу­ченный опыт?

— Первая партия отработан­ного ядерного топлива реактора ВВЭР-1000 была вывезена на пе­реработку с Ростовской АЭС в декабре 2016 года. Перера­ботка началась сразу после раз­грузки эшелона. Технологиче­ские операции были выполнены без каких-либо замечаний. Все новое уникальное оборудова­ние головных стадий переработ­ки отработало идеально. На мой взгляд, достигнутый результат в первую очередь обусловлен опытом и высочайшей квали­фикацией работников радиохи­мического завода, который уже почти 40 лет занимается пере­работкой различных видов от­работанного ядерного топлива. Именно эти уникальные ком­петенции и опыт позволили в кратчайшие сроки модернизи­ровать одну из трех технологи­ческих ниток комплекса РТ-1.

— Готов ли «Маяк» начать промышленную переработку ОЯТ ВВЭР-1000?

— «Маяк» полностью готов к промышленной переработ­ке ОЯТ ВВЭР-1000 (1200). Для специалистов радиохимиче­ского завода переработка ОЯТ ВВЭР-1000 практически ни­чем не отличается от перера­ботки ОЯТ ВВЭР-440, которое направлялось на регенерацию на «Маяк» с атомных станций начиная с 1977 года.

— Каков план переработки этого топлива на 2017 год?

— По нашим с «Росэнерго­атомом» планам в 2017 году на «Маяк» будет вывезено око­ло 20 т топлива ВВЭР-1000 с Ба­лаковской АЭС. Это примерно годовое количество ОЯТ, обра­зующегося на одном энергобло­ке. ОЯТ будет вывезено во вто­ром полугодии и переработано в течение месяца. Проект име­ет большое значение, посколь­ку в процессе переработки будут уточняться технико-экономиче­ские показатели всех технологи­ческих операций. Инициатором такого исследования выступи­ло управление проектами ЖЦ ЯТЦ и АЭС.

«ПЕРЕРАБОТКА ОЯТ СОВМЕСТНО С ПОСТАВ­КОЙ СВЕЖЕГО ТОПЛИВА ИЗ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРА­БОТКИ — УРАНА, ПЛУ­ТОНИЯ — МОЖЕТ СТАТЬ СЕРЬЕЗНЫМ КОНКУРЕНТ­НЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЭНЕРГОБЛОКОВ РОССИЙ­СКОГО ДИЗАЙНА ЗА РУ­БЕЖОМ»

Предстоящая рабо­та позволит уточнить данные по себестоимости переработки ОЯТ АЭС, оптимизировать тех­нологические процессы, сни­зить издержки и сделать услугу по переработке ОЯТ более при­влекательной для заказчиков. И в первую очередь для «Росэнергоатома».

— Насколько значим этот проект для «Маяка» с эконо­мической точки зрения?

— Об абсолютных величинах здесь говорить не совсем кор­ректно. Выручка от переработ­ки 20 т ОЯТ составляет всего несколько процентов в общей выручке «Маяка». Но значи­мость этой работы большая. Это не только демонстрация про­мышленной работы в аспек­те регенерации ОЯТ ВВЭР-1000, но и демонстрация возможно­стей «Маяка» в более широком плане.Это регенерация любо­го ОЯТ зарубежного дизайна, а также возможность перераба­тывать ядерное топливо из де­фектных, в том числе и разру­шенных сборок.

Такую услугу в настоящее время в мире мо­жет предоставить только «Рос­атом» в лице «Маяка». Вместе с тем, если обеспечить полную загрузку радиохимического про­изводства, рост выручки пред­приятия будет весьма значи­тельным.

— Когда планируется заклю­чить контракт на промыш­ленную переработку?

— Договор между «Маяком» и «Росэнергоатомом» будет под­писан в ближайший месяц. В со­ответствии с этим договором на «Маяке» будет обеспечено выполнение всего перечня услуг по обращению со всеми видами топлива с АЭС «Росэнергоато­ма» в 2017 году. Без сомнения, «Росэнергоатом» заинтересован в том, чтобы обеспечить без­опасное обращение с топливом АЭС, причем максимально эф­фективным образом. В сфере интересов «Росэнергоатома» — переработка ОЯТ на экономиче­ски приемлемых условиях.

— Есть ли интерес со сторо­ны иностранных заказчиков?

— Что касается иностран­ных заказчиков, то в настоя­щее время, наверное, рано гово­рить о заключении контрактов на переработку ВВЭР-1000 за­рубежных станций. Хотя мож­но прогнозировать, что экс­плуатирующие организации тех атомных станций, которые строятся за рубежом, в ряде слу­чаев могут захотеть восполь­зоваться такой услугой. Мало того, переработка ОЯТ совмест­но с поставкой свежего топли­ва из продуктов переработки — урана, плутония — может стать серьезным конкурентным пре­имуществом по продвижению энергоблоков российского ди­зайна за рубежом. И как уже было сказано, переработка де­фектного топлива для иностран­ных заказчиков — это тоже интересное для обеих сторон на­правление сотрудничества.

 

СПРАВКА

При установленной производи­тельности РТ-1 в 400 т ОЯТ в год фактическая загруженность переработки различными видами ОЯТ (топливо АПЛ, ледоколов, исследовательских реакторов, АЭС) составляет около 150 т в год. Таким образом, РТ-1 может обеспечить переработку еще 200–250 т ОЯТ ВВЭР-1000.

 

— Остеклованные РАО после переработки будут храниться на «Маяке» ?

— В соответствии с россий­ским законодательством, все РАО после кондиционирования должны передаваться Нацио­нальному оператору по обра­щению с РАО. «Маяк» в полном объеме финансирует работы по окончательному захороне­нию отходов. Как только техни­ческая готовность у националь­ного оператора будет полностью обеспечена, «Маяк» начнет пе­редавать отходы на окончатель­ное захоронение.

— Что можно сказать о вос­требованности новых техно­логий переработки ОЯТ, вне­дренных на «Маяке»?

— Инновационные техноло­гии в перспективе будут востре­бованы при сооружении на ГКХ в Железногорске ОДЦ по пере­работке ОЯТ. Освоение всей но­менклатуры перерабатываемых типов ОЯТ, новых топливных композиций, а также увеличе­ние загрузки комплекса РТ-1 по­зволит «Маяку» укрепить лиди­рующие позиции в этой области и обеспечить экономическую стабильность предприятия, предлагать свои услуги и техно­логии за рубежом.

Но развитие новых техно­логий переработки ОЯТ — это не только заслуга коллекти­ва. Прежде всего, это стратегия «Росатома». Новые технологии российской атомной отрасли по­зволят максимально расширить спектр уникальных услуг, пре­доставляемых госкорпорацией на мировом рынке.