Открытый разговор об опенспейсе

Концепция опенспейса набирает популярность у работодателей. Но опросы показывают, что у персонала формат отклика не находит. Архитекторы и дизайнеры убеждены: дело в грамотном проектировании. Но кое-что зависит и от нас с вами.

Исследовательский центр портала Superjob выяснил предпочтения 2,5 тыс. сотрудников в организации рабочего пространства. Сторонники концепции опенспейса оказались в меньшинстве — всего 16 %, за кабинетную систему — 59 %, 18 % опрошенных все равно, 7 % затруднились ответить.

Среди недостатков опенспейса выделили:

  • шум, когда в помещении разговаривают несколько человек;
  • невозможность сосредоточиться;
  • отсутствие личного пространства;
  • температурные разногласия — кому-то постоянно холодно, кому-то жарко;
  • чрезмерный контроль со стороны начальства;
  • постоянное движение за спиной, взгляды через плечо;
  • невозможность заняться личными делами.

Но практически все эти помехи можно устранить. «Если цель — исключительно экономия квадратных метров, то опенспейс точно вызовет негатив. Залог успеха — грамотный сбор данных и проектирование», — уверена руководитель проекта «Новый дизайн рабочего пространства «Росатома» Светлана Губина. Работодатель должен подробно расписать специфику деятельности каждого подразделения, каждого сотрудника, а также организацию рабочего процесса. Кто-то работает в группе, чьи-то задачи требуют конфиденциальности или концентрации — все это должно быть учтено. Кроме того, в спроектированном с умом опенспейсе много функциональных зон — для беседы с глазу на глаз, телефонного разговора, в том числе личного, или просто для того, чтобы побыть в тишине.

«Важно создать баланс зон. В неудачно организованном пространстве сотрудник лишается возможности для маневра, что психологически тяжело. При достаточном количестве зон опенспейс эффективен, людям комфортно в эмоциональном плане», — добавляет архитектор проекта Дмитрий Емельянов.

Не менее важны материалы: напольная плитка, линолеум, простая краска на потолке и стенах — все это враги комфортной акустики. Даже спланированный по всем правилам офис при неверном выборе материалов превращается в «звенящий» — и это довольно распространенное в России явление. Бороться с ним можно несколькими способами: применить звукопоглощающие материалы на всех поверхностях, создать диффузоры (например, книжные полки, декоративные элементы), смонтировать специальные электронные системы, перегородки.

Предмет постоянного спора — освещение и климат. Свет должен быть комфортным, не режущим глаз, не раздражающим. Для удовлетворения индивидуальных запросов предназначен локальный свет. Кондиционирование с притоком воздуха можно сделать многозонированным — стандартное техническое решение. Одна зона — примерно на шесть человек, и вот в этой группе, конечно, уже нужно договариваться. Светлана Губина добавляет, что в России зачастую опенспейс организовывают в старых помещениях, из экономии не меняя вентиляцию.

Собеседники «СР» выделяют следующие преимущества опенспейса:

  • руководитель видит, кто находится на рабочем месте;
  • решения принимаются оперативнее;
  • улучшается коммуникация, обмен опытом, новички быстрее адаптируются;
  • растет скорость восприятия, существенные изменения в компании быстрее доходят до персонала;
  • все функциональные зоны рядом — можно быстро сменить вид деятельности;
  • сотрудники чаще пересекаются с руководителями, могут поговорить с ними, получить одобрение.

Однако эксперты предупреждают: современный офис — это особая культура, без нее продуманное зонирование не сработает. «В опенспейсе каждый должен понимать, что нельзя разговаривать громко по телефону, есть специальные места с шумоизоляцией. А с коллегами пообщаться можно в отдельной зоне, никому не мешая», — поясняет Светлана Губина. Руководители проекта даже подготовили специальный стандарт — небольшую брошюру, в которой прописаны сценарии поведения в каждой типовой зоне. Печально, но факт: пока люди при переходе из коридорно-кабинетной системы в опенспейс приносят с собой прежнюю культуру поведения.

Далее