ПАТЭС «Ломоносов» изнутри и снаружи

Академик Ломоносов был первым российским ученым мирового значения, «Академик Ломоносов» станет первой в истории мобильной плавучей атомной станцией малой мощности. Тоже мирового значения. На днях на Балтийском заводе, где готовят к сдаче под ключ головной ПЭБ, побывали журналисты. Экскурсия началась с раздачи касок.

«Соблюдаем правила безопас­ности»,— приговаривали со­трудники завода, вручая каски представителям прессы. Те, кто уже нахлобучил защитный го­ловной убор, с опаской смотре­ли на лестницу к высоченному борту «Академика Ломоносо­ва». Там, наверху, их ждал глав­ный строитель ПЭБ Александр Ковалев, выступавший в роли экскурсовода.
Работы главному строителю хватает. В самом разгаре швар­товные испытания, во время ко­торых проводится тестирование судовых механизмов. Парал­лельно достраиваются некото­рые технологические системы. «Главная задача — подготовить судно к приему ядерного топ­лива до 31 декабря. Для этого все мы работаем в две смены. В первом квартале следующего года планируем загрузить топ­ливо»,— говорит Александр Ко­валев. К концу 2017 года Бал­тийский завод должен передать плавучий энергоблок заказ­чику — концерну «Росэнерго­атом».
Хвост журналистов следо­вал за Александром Ковалевым по лабиринтам узких коридо­ров, металлическим лестни­цам, внутренним помещениям. «Сейчас мы в помещении пе­регрузки,— комментирует он по ходу.— Слева и справа — ап­паратные. Там расположены ре­акторы левого и правого бор­та. А вот тут, за моей спиной, помещение для хранения отра­ботанного ядерного топлива. Дальше — тоже помещение для хранения, но уже новых тепло­выделяющих сборок».
Журналисты спустились по лестнице и оказались в цен­тре управления судном. «Отсю­да осуществляется управление технологическими процесса­ми на всех объектах — от ядер­ного реактора до системы бы­тового водоснабжения. В смену здесь будут работать два-три че­ловека»,— говорит Александр Ковалев. Всего в экипаже 96 че­ловек.
— А кто станет капитаном? — спросил один журналист.
— Здесь нет капитана. Вме­сто него будет начальник стан­ции,— ответил Александр Ко­валев.
На вкус и цвет
В жилом блоке журналисты осмотрели небольшую каюту в бежевых тонах. Все каюты од­номестные. В каждой — санузел и душевая кабина. В каютах для руководящего состава —
не души, а ванны, комнат — ка­бинет и спальня.
Затем экскурсанты очутились в просторном помещении с си­ними стенами. Здесь будет кон­ференц-зал и, при необходимо­сти, кризисный центр.
— Как вы выбирали цвета для помещений? — поинтересова­лись журналисты.
— Мы не выбирали, а сдела­ли так, как попросил заказчик. Лично я предпочел бы не синий. Мне кажется, он давит на пси­хику,— заметил Александр Ко­валев.
Экскурсия завершилась осмо­тром спортивного зала, бассей­на и сауны. Напоследок спро­сили о капитанском мостике. Оказалось, что на судне его нет, есть только пост управления
буксировкой. ПЭБ — несамо­ходное судно, оно буксируется по воде к месту эксплуатации — в порт Певек на Чукотке. Уже в 2019 году ПАТЭС обеспечит за­мену выбывающим мощностям
Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Плавучая станция может использоваться для производ­ства электрической и тепловой энергии, а также опреснения морской воды.
Раз в 12 лет ПЭБ должен вста­вать на ремонт. После запуска первого блока будет строиться второй — на замену.

Всем ветрам назло
Следующий важный этап в работе над ПАТЭС — закладка береговых сооружений в Певеке. 4 октября на стройплощадке состоится забивка лидерной сваи.
«Для сооружения подводных объектов это такой же ритуал, как разбивание бутылки шампанского о борт судна на церемонии спуска на воду, — рассказывает Сергей Завьялов, руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций, филиала «Росэнергоатома». — Мол-причал в Певеке для плавучего энергоблока будет грандиозным гидротехническим сооружением протяженностью более полукилометра. Он обеспечит формирование закрытой акватории. Передача тепла и электричества от ПАТЭС на берег будет осуществляться по коммуникациям причала».
Место для стоянки плавучего энергоблока обустроят в 2018 году. «Работу нужно осуществить в кратчайший срок, причем в сложных климатических условиях. Ледовые нагрузки, многометровые торосы, которые наваливаются на берег, сильнейшие ветра Чукотки, — перечисляет Сергей Завьялов. — Например, южак, скорость которого достигает 80 м/с, может снести, словно щепку, 90-тонный кран».
Пока в Певек с большой земли завозится все самое необходимое. В порт прибыли два транспортных судна со строительными материалами и техникой, сваебойными и бурильными машинами, специальным оборудованием. Идет еще одна партия. «Решается серьезная задача: за два-три месяца, которые нам дает навигация 2016 года, обеспечить поставку материала для строительства гигантского сооружения», — подытоживает Сергей Завьялов.

Дальше — меньше
Создание береговых сооружений ПАТЭС обойдется в 7,2 млрд рублей, а сам головной ПЭБ — в 21,5 млрд. Это недешево. Во многом на бюджет проекта повлияли финансовые проблемы подрядчика, которые в итоге разрешились с передачей Балтийского завода Объединенной судостроительной корпорации.
Есть и объективный фактор: это первый в мировой истории объект такого рода. «По ходу строительства у нас накопился значительный объем информации, которая позволит в будущем оптимизировать проект и создать предпосылки для улучшения, — отмечает Сергей Завьялов. — Например, можно вырабатывать 100 МВт, а не 70 МВт, как в нынешнем проекте, если использовать реакторные установки РИТМ‑200, их ставят на ледоколы нового поколения. Если сократить водоизмещение ПЭБ в два раза, существенно уменьшится материалоемкость и сроки строительства».
В крайнем случае можно убрать тренажерный и спортивный залы. «Все зависит от задач, которые будет решать блок, — подчеркивает Сергей Завьялов. — В теории мы могли бы отказаться от всего, кроме генерирующего блока, паротурбогенератора, системы безопасности и системы управления».
Экспортный потенциал ПАТЭС велик, но вначале надо, чтобы новый продукт себя хорошо зарекомендовал. «Мы знаем, что доверие к новой технике возникает только с референтностью. Если есть устойчивая эксплуатация и положительные результаты, то рынок просыпается», — говорит Сергей Завьялов. По его оценкам, ПАТЭС может заинтересовать Индонезию, Малайзию, Таиланд, Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Бахрейн и Катар. И чем быстрее мы продемонстрируем мировому сообществу новинку в действии, тем быстрее получим серийные заказы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё