Пушистые спутники атома

Котики — излюбленная тема интернет-аудитории. Этим вовсю пользуются маркетологи: корпорации задействуют в своей рекламе котов, рестораторы открывают котокафе, дизайнеры одежды придумывают усатые-полосатые принты. «СР» тоже в тренде: вот подборка историй, в которых фигурируют и котики, и атом.

И жив, и мертв. Кот Шредингера — так называется мысленный эксперимент немецкого физика Эрвина Шредингера, который решил показать изъяны в квантовой механике. Кот заперт в ящике с механизмом, содержащим небольшое количество радиоактивного вещества и емкость с ядовитым газом. Емкость вскроется, если один атом распадется. Вероятность распада за час — 50 %. По квантовой механике, до наблюдения (снятия крышки с ящика) атом, а с ним и кот находятся в двух взаимоисключающих состояниях: атом и распался, и не распался, кот и жив, и мертв, чего быть не может.

Он променял «Росатом» на котиков, а чего добился ты? В 2014 году Андрей Пушкин открыл кошачьи гостиницы «Сэр Кот». Фишка сети — видеонаблюдение: владелец в любое время может посмотреть, как дела у питомца. Потом сервис дополнили связью по whatsapp: по запросу котоняня высылает видео и фото животного. Неудивительно, что мысль применить современные технологии в гостинице для котов посетила выходца из «Росатома». Примечательно другое: обычно компании пиарятся на котиках, но Андрей Пушкин при продвижении делает ставку на бренд «Росатома». На сайте «Сэра Кота» всячески подчеркивается, что автор проекта ради воплощения своей идеи бросил «Росатом». При этом в госкорпорации Андрей Пушкин, уроженец Волгодонска и выпускник экономфака МГУ, проработал

Любовь и котики. Коты обожают забираться в коробки, пакеты и проч., лежать на возвышении. «СР» обнаружила еще одну их малоизвестную слабость: наперекор всем правилам безопасности коты облюбовали цеха заводов «Атомэнергомаша». Хотя в пресс-службе АЭМ не любят об этом говорить, в разное время при разных обстоятельствах — и на экскурсиях блогеров, и во время визита руководства отрасли — в объектив фотокорреспондентов попадали коты в цехах «ЗиО-Подольска», «Атоммаша», «Петрозаводскмаша». Невзирая на шум, они чувствуют себя вполне комфортно и, кажется, даже позируют. Smolgazeta.ru приводит объяснение директора по производству волгодонского филиала «АЭМ-технологий» Виталия Шишова: «У нас здесь обстановка очень хорошая и дружелюбная. К тому же народ животных подкармливает».

Наполнитель имеет значение. В 2014 году в американском хранилище Waste Isolation Pilot Plant из-за пожара произошел выброс радиации. Минэнерго США расследовало ситуацию и спустя год обнародовало результаты. Оказалось, что к ЧП привел наполнитель для кошачьего туалета. Этот абсорбирующий материал применяют не по прямому назначению во многих отраслях. Использовали его и в WIPP, куда свозят долгоживущие трансурановые САО и НАО из Лос-Аламосской лаборатории и других объектов, участвовавших в военной программе. Каждая бочка с РАО содержала около 26 кг наполнителя, который стабилизирует нитратные соли и поглощает влагу. Но при составлении инструкции для персонала в Лос-Аламосе допустили ошибку, и снабженцы вместо неорганического наполнителя закупили органический, на основе пшеницы. Он образовал с нитратами взрывоопасную смесь, произошел выброс. Так как это был уже второй инцидент за год, комплекс закрыли, WIPP возобновило работу только в январе нынешнего года.

Атомная семиотика и футболки. Ray Cat, лучевой кот, — образ, придуманный еще в 1980-е. Ученые бились над тем, как отметить для далеких потомков радиационно опасные локации. Обелиски, стелы, любые сооружения вряд ли сохранятся за тысячу-другую лет. Писательница Франсуаза Бастид и семиотик Паоло Фаббри предложили вывести животных, например котов, шкурка которых меняла бы окраску под воздействием радиации, и сочинить о них историю, которая выльется в миф. Тогда при встрече с котом странного цвета будет возникать естественное желание убраться от этого места подальше и побыстрее. В 2015 году идею подхватило движение Ray Cat Solution. Компания Bricobio изучает вопрос, можно ли с помощью генной инженерии вывести подобную породу кошек, Институт искусств Нью-Гемпшира думает, как интегрировать этот образ в культурный контекст. Желающие помочь проекту скромной суммой приобретают футболки с «лучевым котом».