Революция в мозгах

В апреле состоялась защита цифровой стратегии «Росатома», которая станет частью единой обновленной стратегии госкорпорации. Однако трудно строить современную цифровую компанию, не понимая, что такое цифровизация, зачем она нужна, чем отличается от автоматизации, какие плюсы и минусы в себе содержит. Каждому сотруднику полезно в этом разобраться. В помощь атомщикам «СР» открывает новую рубрику — «Ликбез».

Текст: Виктория Волошина / Иллюстрация: pixabay.com

Почему цифровизацию называют промышленной революцией

Революция — это резкое, радикальное изменение. Первым о начале четвертой промышленной революции заговорил Клаус Шваб — крупный экономист, основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума в Давосе. Он утверждает, что человечество уже пережило три промышленные революции и сейчас встречает четвертую.

В своей книге «Четвертая промышленная революция» Клаус Шваб пишет, что первая проиcходила в 1760–1840-е и была вызвана изобретением паровой машины. Вторая датируется концом XIX — началом ХХ века. Ее начало ознаменовало появление лампы накаливания, распространение электричества и конвейерного производства. Третью в 1960-е годы устроили полупроводники.

Революционные изменения переживает промышленность во всем мире и сегодня. По масштабу, объему и сложности четвертая промышленная революция не имеет аналогов и кардинально меняет наш образ жизни. Мы стали свидетелями ошеломляющих технологических прорывов в широком спектре областей: искусственный интеллект, роботизация, трехмерная печать, нано- и биотехнологии и многое другое.

Первые три промышленные революции были обусловлены исключительно появлением новых технологий, принципиальное отличие четвертой — скорость распространения технологий и всеобъемлющий характер их применения.

Все новые цифровые технологии несут в себе огромный потенциал развития, но с ними связаны и большие риски. Можно легко оказаться на обочине прогресса, ведь четвертая промышленная революция будет, скорее всего, молниеносной, а скорость принятия решений и уровень развития отдельных игроков в области цифровизации — стран, компанийи т. п. — ​разные.

Чем цифровизация отличается от автоматизации

Многие считают, что если в офисе стоят компьютеры и подключен интернет, то компания может называться цифровой. Однако компьютеры и интернет — лишь инструменты. А цифровизация — это системный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом.

Яркий пример — уберизация. Когда в таксопарки поставили компьютеры и стали вносить заказы не в тетрадку, а в таблицу Excel, это было автоматизацией. А вот платформа Uber, когда таксопарки фактически перестали быть нужны, — ​это цифровизация. В основе бизнеса компании лежит новая модель взаимодействия пользователей и поставщиков услуг, которой до этого не было ни у одного из игроков рынка перевозок. Когда мы, используя современные информационные технологии, начинаем делать то, чего раньше не делали, или перестаем выполнять какие-то привычные действия — ​это цифровизация.

Еще один, близкий многим, пример — онлайн-обучение. Электронные учебники, видеоуроки — это элементы автоматизации, облегчающие получение знаний. Не надо искать бумажный учебник, не надо ездить на лекции, достаточно включить компьютер и выйти в интернет. И совсем другое дело — интерактивная, с обратной связью, образовательная система, когда человек сам выбирает темп обучения и программу для своего уровня подготовки. Учителю английского, например, тяжело десятки раз повторять одно и то же слово, чтобы добиться от ученика точного произношения, а машина может делать это сколько угодно.

Электронный табель, заменивший бумажный журнал, в котором расписываются сотрудники, приходя и уходя с работы, — ​это автоматизация. Цифровизация пропускной системы — технология RFID-меток, которые «вшиваются» в форму или пропуск. Сотруднику не нужно где-то расписываться или прикладывать пропуск к считывающему устройству — система все сделает сама.

Интернет вещей стремительно развивается не только в быту, но и на производстве. В этом году на выставке «Атомэкспо», в частности, были показаны умные каски, не только передающие информацию о том, надел ли сотрудник средство индивидуальной защиты, но и о том, где он находится (с помощью тех же RFID-меток), о сильных ударах по каске и даже о повышении температуры владельца — если вдруг человек пришел на работу простуженным. Датчик удара позволяет использовать и обратную связь — допустим, строитель легонько стукнул три раза по каске, и оператор понимает: сотрудник просит связаться с ним.

Другой пример — коммуникационные технологии. Электронная почта стала в свое время прорывом. Но если добавить к ней систему распознавания смысла текстов и автоматическое формирование схемы ответного письма, распоряжения и т. д., она практически станет личным секретарем.


catsСЛОВАРЬ БУДУЩЕГО

Индустрия 4.0 — термин впервые упоминается в 2011 году в стратегическом плане развития экономики Германии, предусматривающем совершение прорыва в области информационных технологий. В России его часто используют как синоним четвертой промышленной революции. Но изначально смысл был несколько уже: это цифровизация производственного сектора с помощью датчиков, встроенных практически во все компоненты оборудования, повсеместного внедрения киберфизических систем и анализа всех доступных данных. Проще говоря, производство умных вещей. Например, ваш телефон, понимая, что скоро «умрет», сам уведомит об этом производителя. На заводе автоматически будет поставлена в очередь задача произвести новый. Когда ваш отправится в корзину, другой уже будет доставлен в удобное для вас место.