Роман с ледоколом

 

Из всех стран лишь у России есть свой атомный ледокольный флот — сейчас в строю четыре ледокола и лихтеровозконтей­неровоз. Одно из главных преимуществ атомоходов — автоном­ность, они способны работать до пяти лет без перегрузки актив­ных зон реакторов. Экипаж ледокола — яркий пример единства. Корреспондент «СР» побывала на атомоходе «50 лет Победы» и посмотрела, как живут атомные моряки.

Первое, что бросается в глаза на подъез­де к базе «Атомфлота», — многотонные портовые краны и суда всевозможно­го размера и назначения. Мощь наше­го флота вызывает восхищение: только суда на ядерном ходу могут достичь Се­верного полюса. Ледоколы класса «Арк­тика», к которым относится «50 лет Победы», имеют двойной корпус и мо­гут ломать лед, двигаясь как вперед, так и назад. Однако сила атомного двигате­ля — ничто без силы человека, экипа­жа. Мы записали истории, рассказан­ные тремя членами этой команды.

История первая
Олег Щапин — капитан «50 лет Победы» три года, 20 лет от­работал на ледоколе «Россия», 10 из них — в должности капита­на. «Экипаж атомохода — боль­шая семья, он собирается года­ми, — рассказывает он. — Мы все давно знакомы: часть коллекти­ва — с «России», часть — с «Арк­тики». Есть свои традиции: когда уходим в море, играет «Проща­ние славянки», а когда возвраща­емся — гимн атомного флота».

В высоких широтах полярная ночь может длиться до полуго­да. На вопрос, как моряки справ­ляются с отсутствием солнечно­го света, Олег Щапин отвечает: «Мы просто работаем. По мо­лодости все переносится легче, с возрастом тяжелее. Когда боль­ше месяца темно, постоянно хо­чется спать, но мы держимся. Раз в неделю точно любуемся север­ным сиянием. И как ни увидим медведя — иногда по пять-шесть раз за вахту, — всегда радуемся. Но самое впечатляющее собы­тие произошло в 2010 году, когда я еще служил на «России». В рай­оне от Берингова пролива до ост­рова Врангеля наблюдали мигра­цию серых китов и кашалотов. С высоты мостика, 18 м, видел, как несколько тысяч китов одно­временно выпускают фонтаны. Одни ныряют, другие вынырива­ют. Вот насколько хватает глаз — киты, до самого горизонта!»

История вторая

Сердцем ледокола, энерге­тической установкой, за­ведует центральный пост управления. Здесь работает помощник старшего вахтен­ного механика Роман Нико­лайчук. «Если бы мы не были единой командой, работать было бы сложно, — говорит он. — На ледоколы экипаж подбирают очень тщательно. Чтобы попасть в штат, нуж­но пройти длительную стажи­ровку и сдать экзамены».

В рейсе, который длит­ся четыре месяца, работа­ют 106 человек. «Бывает, нас просят поработать до­полнительно, — рассказы­вает Роман Николайчук. — В прошлый раз, например, я трудился почти год без пе­рерыва. Конфликтов прак­тически не бывает. Конеч­но, непросто, но мы семья, и в наших же интересах под­держивать друг с другом хо­рошие отношения. После вахты можно отдохнуть, ис­купаться в бассейне, сходить в спортзал, кинотеатр, баню, сыграть в волейбол, мини-футбол. Все есть, чтобы рас­слабиться».

Стандартный обед на ледо­коле: суп, мясо с гарниром, салат из свежих овощей, ком­пот и фрукты. «Кормят мно­го и хорошо, плов вкусный. Правда, самая любимая еда — домашняя, — признается Ро­ман Николайчук. — Иногда душу готов продать за моро­женое или шоколадку. С со­бой беру запасы, но они за­канчиваются».

Кстати, «50 лет Победы» почти на 10 м длиннее сво­их собратьев за счет экологи­ческого отсека. Такого боль­ше нигде нет. «Все продукты жизнедеятельности сжигают­ся в специальных печах, — по­ясняет Роман Николайчук. — Пепел собирают и привозят обратно на берег для утили­зации. Мы строго следуем По­лярному кодексу, который за­прещает выбрасывать что бы то ни было в воды Арктики».

История третья

Главный инженер-механик ле­докола Игорь Слизский — фанат бадминтона, участвует в россий­ских и международных соревно­ваниях. Нескольких членов эки­пажа приобщил к этому спорту. «Я уже 43 года в ледокольном флоте — немного служил на «Ле­нине», больше 30 лет — на «Арк­тике», с 2006 года — на «50 лет Победы». Сюда неохотно шли, потому что ледокол считался проблемным. Но он уникален: зона активного взаимодействия со льдом покрыта нержавеющей сталью, плюс применена катод­ная защита корпуса. У нас кор­пус гладкий, а у «Ямала», на­пример, изрытый. Там, где мы можем идти на 60 % мощности, он не может и на 100 %. Важ­на не только мощность, но и во­доизмещение, так как судно ло­мает лед своим весом. А «50 лет Победы» на несколько тысяч тонн тяжелее других ледоколов. Еще одно отличие от, допустим, «Ленина» и «Арктики» — лож­кообразная форма зоны лом­ки льда. С ней проходимость на­много лучше».

Игорь Слизский участвовал в историческом походе «Аркти­ки»: 17 августа 1977 года над­водное судно впервые достигло Северного полюса. Тогда спори­ли, какие ледоколы строить — атомные или дизельные. И этот поход дал однозначный ответ. «В 1975 году «Арктику» приня­ли в эксплуатацию, — рассказы­вает Игорь Слизский. — Юрий Кучиев (легендарный капитан атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика». — «СР») уже тогда предложил сходить на Северный полюс. Мы очень серьезно го­товились: взяли с собой много оборудования и даже бульдозер на случай расчистки взлетной полосы для эвакуации людей. Никто не знал, чего ждать. До­стигнув полюса, подняли флаг, были выступления участни­ков экспедиции. Каждый празд­новал как мог, кто-то катался на одноколесном велосипеде, кто-то играл в теннис».

Кстати, у Игоря Слизско­го есть сувенир с предыдуще­го места работы. В 2002 году на «Арктике» меняли корпус, и он вырезал себе кусочек, де­монстрирующий, что остается от наружной обшивки судна спу­стя 27 лет: с 22 мм она стерлась до 8–12 мм.

«50 лет Победы»

В 1993 году «50 лет Победы» спустили на воду. Но финансирова­ние закончилось, и строительство замерло на 10 лет. Ледокол чу­дом не утилизировали, а в 2003 году государство выделило деньги. В 2007 году состоялись первые ходовые испытания в Финском заливе и ледокол вошел в состав атомфлота. День поднятия государствен­ного флага на «50 лет Победы» отмечается 23 марта. Сегодня это крупнейший ледокол в мире.

 

cats8

cats cats2 cats cats cats cats

ДОСЬЕ

Олег Щапин

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 21 июня 1960 года.

МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Красногорск, Челябин­ская обл.

ОБРАЗОВАНИЕ: высшее. Окончил Ленинград­ское высшее инженерное морское училище им. адм. Макарова.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: судовождение на морских путях.

ПРИСВОЕНА КВАЛИФИКАЦИЯ: инженер-судово­дитель.

1979–1982 годы — служба в Советской армии.

1983–1987 годы — матрос, Эстонское морское пароходство.

1987–1990 годы — курсант, Ленинградское высшее инженерное морское училище.

1990–2008 годы — 4-й, 3-й, 2‑й помощник ка­питана; дублер старшего помощника капитана; 2-й, 1‑й старший помощник капитана; старший помощник капитана; капитан, Мурманское морское пароходство.

28 августа 2008 года — 7 декабря 2017 года — капитан атомного ледокола «Россия».

С 8 декабря 2014 года по настоящее время — капитан атомного ледокола «50 лет Победы».

 

Далее