С французской энергией

Российскую цифровую систему управления жизненным циклом сложных инженерных объектов развернули на действующем французском энергоблоке. АСЭ и РМС заключили с Électricité de France (EDF) контракт на пилотную Multi-D IMS. Работы заканчиваются в ноябре. От их результата зависит, примет ли «Росатом» участие в цифровизации 58 французских блоков.

Текст: Анастасия Филиппова / Фото: Wikipedia, «Страна Росатом»

У французов в 2020 году стартует масштабная программа модернизации парка реакторов «Большой ремонт» стоимостью более 50 млрд евро. Чтобы обеспечить качество работы и оптимизировать расходы, EDF нужны цифровые технологии: ИТ-решения для организации действий персонала и подрядчиков, цифровые двойники АЭС, единое информационное пространство для поставщиков и партнеров. Будут собраны команды по большим данным, машинному обучению, искусственному интеллекту. На этой почве EDF заинтересовалась разработкой АСЭ. С Multi-D можно многократно снизить затраты на продление срока эксплуатации станций — сэкономить миллиарды евро.

В июне 2016 года АСЭ и французская Assystem представили концепцию пилотного проекта оцифровки резервных дизельных электростанций и хранилища свежего топлива. К слову, компании сотрудничают в продвижении технологии Multi-D в странах Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и др. «У EDF пока нет комплексного решения по управлению жизненным циклом. Наше им понравилось. Вместе с EDF мы составили техзадание на основе лучших практик АСЭ и подготовили технико-коммерческое предложение», — говорит эксперт АСЭ Марина Симонова-Хитрова.

Трудности перевода

В ноябре 2017 года АСЭ и «Русатом — Международная сеть» заключили договор с EDF на разработку пилотного проекта на четырех блоках АЭС «Шо Б» и «Сиво» с реакторами PWR. Решено было опробовать возможности Multi-D при модернизации системы рециркуляции утечек из реакторного здания в рамках постфукусимских мероприятий. Стартовали работы в январе этого года.

АСЭ развернула технологические решения и вместе с Assystem обучала французских специалистов в Москве, Париже и Марселе. А региональный центр РМС «Росатом Западная Европа» вел переговоры с заказчиком и отвечал за общую координацию проекта.

VR-технологии в связке с инженерными данными из Multi-D IMS позволяют проектировщикам работать удаленно

VR-технологии в связке с инженерными данными из Multi-D IMS позволяют проектировщикам работать удаленно

«Французы довольно долго выбирали: чтобы оценить все достоинства Multi-D, им хотелось опробовать ее на проекте сложном, но не настолько, чтобы процесс занял слишком много времени. Конечная цель — сравнить трудозатраты и эффективность инструментов самой EDF и Multi-D IMS, — поясняет замдиректора по развитию бизнеса центра «Росатом Западная Европа» Алексей Лохов. — Все данные по объектам нам, конечно, не могли предоставить — только минимально необходимые, причем на французском языке. Кроме того, внутренние процессы EDF сильно отличаются от процессов «Росатома»: другая система закупок, работа с подрядчиками, классификация оборудования и систем. Мы приложили значительные усилия, чтобы коллеги из АСЭ смогли адаптировать решение для французского заказчика».

«В программе «Большой ремонт» два проекта по информационным системам. Smart — управление жизненным циклом сложных инженерных объектов, в рамках которого мы и разрабатывали свое решение. И Synapse — управление проектом как таковым: сроками, графиками, ресурсами и т. д., — говорит руководитель проекта, главный эксперт АСЭ Андрей Санков. — Наша задача была подстроить один из модулей платформы Multi-D, Information Management System, под бизнес-процессы EDF. IMS создает единое информационное пространство для управления полным жизненным циклом сложных инженерных объектов. Основываясь на предоставленных французами данных, мы отрабатывали управление требованиями и конфигурацией, формировали базы данных оборудования, визуализировали выполненные работы на цифровой 3D-модели. Плюс в том, что, развернув это решение, вы легко тиражируете его на других блоках того же типа».

Язык убеждения

В июле команда проекта предоставила EDF решение. Интерфейс пока на английском языке, потом будет на французском. «Французы и переговоры предпочитают вести на родном языке, что является довольно существенным ограничением, — отмечает руководитель проектов центра «Росатом Западная Европа» Юрий Семилетко. — Кроме того, при ведении переговоров необходимо учитывать, что Франция — страна инженерной культуры, решения о внедрении технологии там принимают коллегиально. Мало договориться с высшим руководством, которое, кстати, зачастую имеет техническое образование, нужно еще убедить специалистов. Так, вице-президент по ядерной и тепловой энергетике EDF Доминик Миньер во время визита на Нововоронежскую АЭС 2 в мае 2016 года выразил желание протестировать Multi-D на французских блоках. Казалось бы, все решено, но нам еще предстояло продемонстрировать цифровую систему на всех уровнях. Мы провели несколько семинаров для руководителей и технического персонала французской корпорации. Верхушка EDF принимала решение с учетом мнения всех специалистов».

Андрей Санков дополняет коллективный портрет партнеров: «Если в России многие привыкли, что встречу можно перенести или отменить в последний момент и ничего страшного не случится, то французы к подобному нетерпимы. Если встреча назначена, она должна состояться. Иначе они впустую потратили свое время. Мне очень по душе такой подход».

Едем дальше

Понятно, что ни одна компания не раскроет профессиональные секреты, так что EDF не отдаст свои блоки на автоматизацию процессов конкурентам, особенно из другой страны. Речь скорее может идти о создании решения под нужды французского заказчика. Роль «Росатома» в «Большом ремонте» станет понятна в конце года, после анализа итогов пилотного проекта. «Мы ведем переговоры с EDF о вхождении в проект Synapse. Причем уже не в формате пилота, как в Smart. Мы готовы к полноценной работе и предлагаем внедрить один из модулей Multi-D в их системы», — говорит Андрей Санков.

Многие российские и зарубежные компании знают о проекте для EDF и следят за его развитием. Multi-D нужна не только атомщикам. РЖД пользуется разработкой АСЭ при организации высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «С некоторыми компаниями у нас уже прошли переговоры. Две ждут технико-коммерческое предложение. Кроме того, мы решили второй раз участвовать в тендере по созданию системы управления жизненным циклом ИТЭР», — отмечает Андрей Санков.