Три дня среди профессионалов

В МИФИ прошел заключительный этап олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Ядерная физика и технологии». Сначала участников ждали теоретический и практический туры, а затем трехдневная зимняя школа, организованная при поддержке «Росатома».

Текст: Марина Полякова / Фото: Иван Головков

106 студентов из МГТУ, СПбПУ, ТПУ, НГТУ, МИФИ и других известных вузов прибыли в зимнюю атомную школу. Участники были настроены серьезно: все они планируют сделать карьеру в атомной отрасли.

Бурные споры и обсуждение олимпиадных заданий стихли, когда слово взял ректор МИФИ Михаил Стриханов. Он отметил, что главная цель школы — «зажечь факел знаний в сердцах студентов». Выступавшая следом проректор по учебно-методической работе Елена Весна подчеркнула, что здесь студенты могут встретиться с будущими работодателями: «Мы объединим вас с ведущими специалистами отрасли, которые по достоинству оценят ваши мозги, ваши таланты и вашу увлеченность».

За три дня студенты познакомились с трендами и перспективными разработками в атомной энергетике. Учились у лучших. Лекцию о проектном направлении «Прорыв» будущим атомщикам прочитал его научный руководитель Евгений Адамов. Он рассказал, что переход на замкнутый ядерный топливный цикл — одно из приоритетных направлений развития отрасли. После выступления участники долго не отпускали Евгения Адамова, буквально засыпали вопросами.

Задания для финала олимпиады составляли специалисты МИФИ и ВНИИЭФ

Задания для финала олимпиады составляли специалисты МИФИ и ВНИИЭФ

Академик, научный консультант главы «Росэнергоатома» Николай Пономарев-Степной рассказал о еще одном перспективном направлении — водородной энергетике. Водорода, который можно получать на высокотемпературных газоохлаждаемых ядерных реакторах, хватит, чтобы не только обеспечить нашу страну, но и выгодно экспортировать. Николай Пономарев-Степной считает этот проект одним из тех самых прорывных, которые помогут России поднять экономику.

СПРАВКА
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов технических, гуманитарных и естественно-научных специальностей. Задания составляют эксперты из российских компаний и вузов. Главная цель — проверить не эрудицию, а профессиональные знания. Финалисты получают денежные призы, льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру, приглашения на стажировку в крупные компании. Также лучшие участники занимаются в зимних школах. В этом году 24 школы проходят в семи городах: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Томске, Новосибирске, Тюмени и Самаре.

Так же внимательно студенты слушали директора направления научно-технических исследований и разработок блока по управлению инновациями «Росатома» Виктора Ильгисониса. Он поделился соображениями о будущем управляемого термоядерного синтеза и рассказал, что нынешние студенты смогут через несколько лет поехать работать в ИТЭР во Франции. В зале начали шептаться. Видимо, перспектива оказалась всем по душе.

В конце каждого лекционного дня Академия «Росатома» проводила тренинги и мастер-классы по развитию эмоционального интеллекта, управлению конфликтами и тайм-менеджменту. А на прощание студентам устроили экскурсию по лабораториям МИФИ и нескольким атомным предприятиям. Одна группа съездила в Обнинск, вторая — на ЗиО в Подольск, третья — на Машиностроительный завод в Электросталь.


КОММЕНТАРИИ

ДАРЬЯ БОЛГОВА
5-й курс Томского политехнического университета, специальность «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг»

— Мне понравилось, что на олимпиаде была практическая часть и мы попробовали то, что применяется в реальной жизни, — например программный пакет «Логос» для математического моделирования (разработка РФЯЦ-ВНИИЭФ. — «СР»). Больше всего запомнилась лекция Евгения Адамова, она была очень вдохновляющей. После экскурсии в лаборатории университета я задумалась о поступлении в аспирантуру МИФИ, поскольку здесь можно заниматься реальной наукой.

НИКИТА ЛИПОВ
5-й курс Волгодонского инженерно-технического института НИЯУ «МИФИ», специальность «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг»

— Больше всего меня впечатлила экскурсия на Машиностроительный завод, где изготавливают ядерное топливо. Еще пообщался с другими ребятами, будущими коллегами. Мы быстро нашли общий язык и на практическом туре отлично сработали в команде. Зимняя школа, конечно, меня очень мотивировала и заставила еще серьезнее задуматься о будущем. После вуза я собираюсь пойти работать на атомную станцию. В этом году прохожу практику на Ленинградской АЭС, было бы хорошо потом туда устроиться.