Из России с любовью

Изготовлением корпуса реактора для Белорусской АЭС увенчались усилия «Росатома», восстановившего производственные возможности волгодонского «Атоммаша». Свидетелями торжественной церемонии отгрузки 330-тонной махины стали официальные лица, журналисты, сотрудники предприятия и даже председатель Комиссии по атомной энергии Иордании Халед Тукан.

Событие, что и говорить, знаковое. Чтобы оценить его важность в полной мере, достаточно вспомнить историю. Построенный в середине 1970-х Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения — «Атоммаш» был рассчитан на ежегодное производство восьми комплектов оборудования для блоков с ВВЭР-1000: парогенераторов, емкостей САОЗ, сепараторов-пароперегревателей, биозащиты, машин перегрузки ядерного топлива и, конечно, корпусов реакторов.
После чернобыльской аварии строительство АЭС приостановилось и количество заказов на «Атоммаше» стало снижаться. В 1990-х предприятие приватизировали и попытались перепрофилировать под нужны тепловой генерации. Завод почти утратил компетенции в производстве оборудования для АЭС. В первом десятилетии нового века доля заказов от атомной отрасли на «Атоммаше» колебалась на уровне 10 %.
В это время «Росатом» встал на путь устойчивого развития. Собственного производства реакторного оборудования у госкорпорации не было, приходилось обращаться к «Ижорским заводам», предприятию группу ОМЗ. Отсутствие конкуренции сказывалось на цене их продукта. Но в 2012 году при поддержке правительства «Атоммаш» вошел в «АЭМ-технологии». На восстановление ядерно-энергетических компетенций и модернизацию завода понадобилось три года и 2 млрд рублей.
«Все оборудование в рабочем состоянии, на сегодняшний день скомплектован портфель заказов до 2022 года», — сообщил журналистам директор по производству «Атоммаша» Виталий Шишов. В настоящее время, отметил он, контрактами в рамках строительства АЭС загружены порядка 80 % мощностей, которые позволяют выпускать четыре комплекта реакторного оборудования в год.
Ядерная энергетика – не единственная отрасль, на которую работает «Атоммаш». Журналистам показали огромные трубы, толщина стенок — с десяток сантиметров. Это сваи для нефтеперерабатывающих заводов компании «Лукойл». На 2016 год перед заводом поставлена цель увеличить долю неатомной продукции до 30 %. «Мы внесены в реестр поставщиков некоторых видов запорной арматуры, таких как обратные клапаны, регулирующие клапаны, до конца декабря нас внесут в реестр поставщиков шиберных задвижек, а в 2017 году планируем освоить выпуск шаровых кранов диаметром 1000 — 1400 мм», — говорит Виталий Шишов.

Как в «Звездных войнах»

Наконец, журналистам представляют виновника торжества. Корпус реактора первого блока Белорусской АЭС весит 337 т, его длина — 10 м, диаметр — 4,8 м. Специально разработанный маршрут транспортировки — порядка 4 тыс. км. Вся операция займет 70 суток. Вначале корпус доставят к волгодонскому причалу Цимлянского водохранилища и перегрузят на баржу. Через Волго-Донской канал, Волгу, Волго-Балтийский канал, Онежское и Ладожское озера, реку Волхов баржа придет в Великий Новгород. Там груз перенесут на железнодорожный транспорт и отправят в конечный пункт — на станцию Островец.
В глубине цеха — делегация официальных лиц России и Белоруссии. Заместителю министра энергетики Белоруссии Михаилу Михадюку показывали часть оборудования будущей АЭС. Особенно эффектно выглядело закрытие транспортно-технологического шлюза: огромный стальной люк медленно опускался и задвигался на штатное место, напоминая сцены из «Звездных войн».
Глава «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов отметил, что отгрузка первого в постсоветское время корпуса реактора, произведенного на «Атоммаше», означает, что «Росатом» полностью вернул в строй промышленного гиганта: «Завод возобновил ту деятельность, ради которой создавался». Россия получила предприятие, способное на одной площадке производить весь комплект реакторного оборудования АЭС.
На пути корпуса к воротам цеха растянулась красная ленточка. Ее разрезали Михаил Михадюк, Андрей Никипелов, генеральный директор Белорусской АЭС Михаил Филимонов и старший вице-президент НИАЭП Сергей Олонцев.

Люди в черном

Гости и руководители «Атоммаша» продолжили экскурсию по заводу, а к цеху подъехало несколько автомобилей. Из них вышли люди, одетые в черное, и направилась прямиком к платформе с корпусом реактора, который медленно двигался в сторону причала. В высоком мужчине журналисты узнали председателя Комиссии по атомной энергии Иордании Халеда Тукана. Расспросить о целях его визита на «Атоммаш» удалось только после еще одной церемонии — открытия первого в мире монумента энергетическому реактору.
Памятник — настоящий корпус реактора ВВЭР-1000, изготовленный на «Атоммаше» в конце 1980-х годов. Он так и не был отгружен из-за приостановки строительства АЭС в СССР. Андрей Никипелов рассказал, что монумент посвящен ВВЭР — прогрессивному атомному реактору, который устанавливается на строящихся ядерных энергоблоках в России и за рубежом. «Мы все потрудились ради первого за последние 30 лет корпуса реактора «Атоммаша», — продолжил руководитель машиностроительного дивизиона, — сотрудники не только «Атоммаша», но и «Гидропресса», который сделал конструкцию, и «ЗиО-Подольска», специалисты которого помогали в восстановлении технологий, и «ЦНИИТмаша». Игорь Котов, генеральный директор «АЭМ-технологий» резюмировал: «Атоммаш» сегодня готов выполнять заказы в те сроки и с тем качеством, которые требует заказчик».
В толпе зрителей перед памятником выделялись своими одеяниями иорданцы. Торжественность черного немного нарушала шапка-ушанка, которую надел один из ближневосточных гостей — степной ветер был довольно холодным.
Халед Тукан прибыл в Волгодонск для ознакомления с Ростовской АЭС и «Атоммашем» в рамках российско-иорданских переговоров о строительстве двух ядерных блоков с реакторами ВВЭР-1000. «Оба предприятия произвели на меня большое впечатление, — рассказал он «СР». — Особенно АЭС. Мне сообщили, что работа блоков проходит в безаварийном режиме, КИУМ — порядка 90 % при безусловном обеспечении безопасности. Мы все поражены высокими показателями безопасности. Здесь мы увидели по-настоящему высокий уровень технологий».
Параллельно с переговорами о строительстве АЭС идет разработка схемы подачи воды для охлаждения реакторов, проекта отчета о воздействии АЭС на окружающую среду, изучение возможностей электросетевого хозяйства Иордании. Халед Тукан выразил надежду, что EPC-контракт по иорданской атомной станции будет подписан в течение двух лет, после чего начнется строительство.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: