К воспитанию достойной смены атомщиков подключились детсады и школы

Готовить сотрудников для корпорации знаний чуть ли не с пеленок в «Росатоме» решили уже давно и запустили специальный образовательный проект. «Мы разработали программы развития способностей школьников и дошкольников, — рассказывает руководитель проекта «Школа «Росатома» Наталья Шурочкова. — Проект заточен на воспитание нового поколения. Мы также поддерживаем образовательные учреждения и учителей, которые разделяют наши взгляды».
В Стране чудес
Зеленогорский детсад «Страна чудес» — пионер внедрения новых образовательных стандартов. «Мы стоим за то, чтобы избавить детей от излишней опеки, предоставляем им свободу движений, и они учатся организовывать свой досуг, договариваться между собой», — рассказывает Лариса Огдина, муниципальный координатор «Школы «Росатома», заместитель заведующего детсада «Страна чудес». Появилась идея организовать общую территорию для детей разных возрастов. Снесли перегородки в четырех хозяйственных комнатах и объединили их с коридором и зимним садом. Дети сами распоряжаются этим пространством, могут даже разрисовать стены. В помещении нет игрушек — только материал, из которого можно их сделать, и инструменты. Малыши проявляют творчество, подключают воображение, учатся общаться, работать в группе, узнают массу интересного об окружающих предметах.

На полдня к детям приходит воспитатель, который, по легенде, приехал из Великобритании и ни слова не знает по-русски. Это прием погружения в билингвальную среду. «Прежде всего мы хотели дать понять, что в мире есть люди, которые говорят на других языках, — рассказывает Лариса Огдина. — Но результаты превосходят первоначальный замысел: ребята уже пытаются общаться с «иностранцем». По словам Ларисы Огдиной, у детей-билингв раньше развивается логическое и абстрактное мышление, они успешны в математике.

«ИНДИАНА ДЖОНС» — ХОРОШЕЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЗИКЕ. ЕСЛИ ПРИКИНУТЬ УСКОРЕНИЕ, С КОТОРЫМ ГЕРОЙ ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ, СРАЗУ СТАНЕТ ПОНЯТНО, ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ ОТ НЕГО ЖИВОГО МЕСТА БЫ НЕ ОСТАЛОСЬ

На полдня к детям приходит воспитатель, который, по легенде, приехал из Великобритании и ни слова не знает по-русски. Это прием погружения в билингвальную среду. «Прежде всего мы хотели дать понять, что в мире есть люди, которые говорят на других языках, — рассказывает Лариса Огдина. — Но результаты превосходят первоначальный замысел: ребята уже пытаются общаться с «иностранцем». По словам Ларисы Огдиной, у детей-билингв раньше развивается логическое и абстрактное мышление, они успешны в математике.
Участвуют в проекте «Школа «Росатома» пять детсадов: в Зеленогорске, Новоуральске, Заречном Пензенской области, Озерске и Трехгорном. Педагоги общаются, стажируются за границей. Лариса Огдина ездила в Финляндию, Голландию, Швецию. «Многое для себя открыла, посетив детсады в Финляндии. Дети там инициативные и самостоятельные, их не ограничивают, не говорят «нельзя», — рассказывает Лариса Огдина. — Нет долгих подготовок к праздникам, как у нас. Ты будешь снежинкой — на белые тряпочки и танцуй».

Два примера из практики

Учитель физики из Озерска Евгения Жинкина, победитель конкурса в рамках проекта «Школа «Росатома», на уроках смотрит с учениками блокбастеры. «Есть фильмы, которые я использую как учебное пособие, — поясняет она. — Мы ищем киноляпы, противоречащие законам физики». В этом смысле богат дидактическим материалом «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Взять хотя бы полет героя в холодильнике. Если прикинуть, с каким ускорением он приземляется, то сразу станет понятно, что в реальности от Индианы живого места бы не осталось. Подобные факты ребята сами находят и аргументированно опровергают. Как не полюбить такую физику? В прошлом году 15 учеников Евгении Жинкиной сдали ЕГЭ по физике, и все поступили на бюджетные места в технические вузы.
Новоуральские гимназисты тоже сильны в физике, а интерес к атомным профессиям им прививают сотрудники УЭХК. «Ребята бывают с экскурсиями на предприятии, берут интервью у специалистов, консультируются с ними — так, в общении, передаются дополнительные знания, которые не получишь на уроке», — говорит учитель физики Алла Ваганова.
Сделай сам
Один из популярных проектов «Школы «Росатома» — конкурс «Экспериментариум». Участники придумывают и делают установки, которые демонстрируют какой-либо научный факт. Организаторы действовали от противного: детям предложено не наблюдать и описывать явление, а вызвать его. Для этого нужно найти соответствующий раздел в физике, спроектировать прибор, раздобыть комплектующие, испытать прибор и подготовить презентацию.
В этом году финал «Экспериментариума» проходил в Сарове. С каждой из 10 команд индивидуально работали консультанты из ВНИИЭФ. Например, команде «ФТК-Волгодонск-3» помогли рассчитать силы, влияющие на качение шара по наклонной плоскости. Экспериментаторы хотели предсказывать время прохождения дистанции в зависимости от угла наклона, плотности и склонности к деформации материала и массы тела. Другие проекты были посвящены роботизированному управлению движением магнитной жидкости, условиям плавания тел, явлению полного внутреннего отражения, электромагнитной индукции, действию силы Ампера, вариантам использования шестереночных передач, оптическим эффектам и акустическим фигурам Хладни.
Команда «Архимед» из Димитровграда привезла в Саров картезианского водолаза. Эта игрушка моделирует классический научный эксперимент, демонстрирующий условия плавания тел. Закрытый резиновой пленкой стеклянный сосуд заполняется водой. В нее опускается пробирка, закрытая пробкой со стеклянной трубкой. Нажимая на резиновую пленку в разных условиях плавания, можно добиться, чтобы пробирка утонула, плавала на заданной глубине или всплывала. Опыт приписывают Декарту, но его может повторить любой юный физик.
Метапредметные олимпиады — еще один интересный проект «Школы «Росатома». Ответы на эти задания точно не найти ни в одном учебнике. Например, как составить программу поездки в Севастополь с проживанием, питанием и культурными мероприятиями, не выйдя за рамки оговоренного бюджета? Здесь взято понемногу от всех научных дисциплин и навыков, которыми должен владеть современный человек. Участники метаолимпиад должны быстро адаптироваться в разновозрастном коллективе, оперативно находить информацию и нестандартно мыслить, используя, разумеется, багаж знаний. Кстати, финал метапредметной олимпиады уже проходит в Трехгорном. Летом победители всех проектов «Школы «Росатома» этого года поедут во всероссийский детский центр «Орленок».
Текст: Светлана Романова

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: