Наука, бизнес, производство: стать командой

В Завидове прошла конференция топ-менеджеров «Росатома», посвященная стратегии инновационного развития. Руководители отраслевой науки, бизнеса и производства обсудили, в каких направлениях двигаться и какая роль отводится при этом каждому блоку.
Науку на конференции представляли заместитель гендиректора «Росатома», глава блока по управлению инновациями Вячеслав Першуков, советник гендиректора «Росатома», председатель НТС № 1 «Ядерные энергетические установки и атомные станции» Владимир Асмолов и научный руководитель НИКИЭТ и проекта «Прорыв» Евгений Адамов. Вячеслав Першуков в своем докладе охватил весь спектр направлений, в которых «Росатом» может проявить себя. Если говорить об энергетике, то тут три основных вектора развития: совершенствование тепловых реакторов и топлива для них, создание коммерческих быстрых реакторов и малая энергетика. Не менее актуален для «Росатома» сегодня неэнергетический бизнес. «В прошлом году на президиуме НТС мы определили 10 приоритетов научно-технической деятельности «Росатома», в этом году стратегический совет госкорпорации их одобрил, — рассказал Вячеслав Першуков. — Расчеты говорят о том, что развитие компетенций в этих направлениях позволит нам к 2030 году в два раза увеличить общую выручку госкорпорации». Напомним, в списке неэнергетических приоритетов лазерные технологии, ядерная медицина, сверхпроводники, технологии очистки и опреснения воды, аддитивные технологии, системы безопасности, информационные платформы.
Владимир Асмолов представил эволюцию реакторов ВВЭР, Евгений Адамов говорил только о бридерах: диверсификация бизнеса — это, по его словам, хорошо, но основные усилия «Росатом» должен сконцентрировать на создании инновационной технологической платформы на основе ЗЯТЦ и быстрых реакторов. Доля атомной энергетики в мире за последние несколько лет снизилась с 18 до 11 %. Главные причины — ограниченные ресурсы, высокие требования к безопасности, нерешенный вопрос ядерных отходов. «На базе ВВЭР разобраться со всеми энергетическими проблемами так, как того требует рынок, не удастся. Необходима новая технологическая платформа, императивное замыкание ядерного топливного цикла на базе быстрых реакторов», — подчеркнул Евгений Адамов. Рынок быстрых технологий нужно создавать уже сегодня, уверен он, и результаты проекта
«Прорыв» позволяют это делать.


«Мы не отказываемся от нашей стратегии и хотим к 2030 году иметь показатель EBITDA (объем прибыли до выплаты процентов, налогов и начисленной амортизации. — «СР») на уровне 550 млрд рублей, — сказал первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров. — Изначально не планировалось, что наш действующий бизнес покроет всю эту цифру, мы сразу говорили, что доля новых продуктов в выручке должна быть в районе 30 %». Ситуация на традиционном энергетическом рынке сегодня сложная, и новые продукты и бизнесы очень нужны «Росатому», чтобы обеспечить прибыль и развитие. Но создать успешное новое направление невозможно, пока наука, изнес и производство не будут работать в единой команде и в единой логике. «Как часто мы говорим: вот это моя полянка, я за ее рентабельность отвечаю, а полянка по соседству не имеет ко мне никакого отношения, поэтому гори она синим пламенем. Надо ломать внутренние стенки», — призвал Кирилл Комаров.
Первую попытку «сломать стенки» предприняли прямо на конференции: из ученых, представителей промышленности и бизнес-блока скомплектовали команды. Они проанализировали имеющиеся технологии, перспективы на рынке и возможные риски.
«Одна из актуальных для «Росатома» задач — выстроить горизонтальное взаимодействие всех участников создания нового продукта, — сказал руководитель госкорпорации Алексей Лихачев. — На полях конференции произошло важное, на мой взгляд, событие — переход к прямому диалогу Адамова — Комарова по проекту «Прорыв». И ради этого стоило собраться. Мне бы хотелось, чтобы все наши дискуссии дошли до такого уровня, когда носитель идеологии нового проекта готов будет ответить на любые критические вопросы бизнес-дивизиона и производственного блока. Готовность к открытому диалогу по всем параметрам будет ключевым моментом совместной оценки проекта. Я говорю не только о взаимопонимании, но и о взаимной ответственности».

Проекты в приоритете

На конференции топ-менеджеров анализировали приоритетные направления научно-технического развития, одобренные стратсоветом госкорпорации. Мы составили короткий отчет по итогам экспертного обсуждения.


Аддитивные технологии

РЫНОК Направление включает три компонента: 3D-принтеры, порошки и софт. Для успеха в этом сегменте нужно предоставлять клиентам комплексный продукт.
КОМПЕТЕНЦИИ «РОСАТОМА» В «ЦНИИТмаше» создан пилотный образец металлического 3D-принтера, предприятия ТВЭЛ и АО «НИИ» создают технологии производства порошков, планируется промышленное производство порошков на базе нескольких предприятий.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО У «Росатома» один из лучших в России материаловедческих комплексов, который гарантирует высокое качество материалов для печати.
ВЫЗОВЫ Нужно догонять лидеров рынка.

Ветроэнергетика

РЫНОК К 2040 году прогнозируется почти двукратное увеличение мирового энергопотребления. С учетом курса на «зеленую» энергетику ожидается бурный рост по альтернативным источникам и ввод более 1000 ГВт ветроэнергетики в ближайшие 15 лет.
КОМПЕТЕНЦИИ «РОСАТОМА» Опыт изготовления деталей из композитных материалов — можно производить лопасти для ветрогенераторов своими силами. «Росатом» освоил промышленное производство фуллеренов, которые позволят значительно улучшить характеристики конструкций для ветрогенераторов.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО У «Росатома» уже есть заказ на строительство в России ветростанций мощностью 610 МВт. Инвестиции — порядка 1 млрд евро.
ВЫЗОВЫ Высокая конкуренция.

Вывод из эксплуатации

РЫНОК К 2040 году порядка 60 % сегодняшнего реакторного парка будет остановлено — 370 блоков. Из 150 уже остановленных полноценно выведены из эксплуатации лишь 10 %. К 2040 году потребуется вывод из эксплуатации более 400 блоков.
КОМПЕТЕНЦИИ «РОСАТОМА» Технологии вывода из эксплуатации станций российского дизайна будут полностью отработаны на трех остановленных блоках Нововоронежской АЭС. Консорциум Nukem (входит в «Росатом») и Westinghouse получил контракт на вывод из эксплуатации энергоблока АЭС «Филиппсбург» в Германии (два блока с реакторами мощностью 840 и 1468 МВт — это даст референции по станциям западного дизайна.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО Планируется предложить несколько продуктов: подготовка ТЭО, поставка оборудования, разработка проекта; EPC-контракт на вывод из эксплуатации под ключ; EPC плюс создание инфраструктуры.
ВЫЗОВЫ Вывод из эксплуатации обходится дороже, чем консервация, однако в долгосрочной перспективе выводить выгоднее сразу после останова. Важно объяснить это клиентам.

ЗЯТЦ

РЫНОК Как такового рынка еще нет, но «Росатом» может его создать и автоматически стать лидером.
КОМПЕТЕНЦИИ «РОСАТОМА» Госкорпорация в ближайшее время, не дожидаясь полной реализации «Прорыва», может предложить переработку ОЯТ с извлечением полезных компонентов и топливо из продуктов переработки (РЕМИКС и МОКС пройдут полную сертификацию через 15 лет). Простую переработку ПО «Маяк» может предложить рынку уже сейчас.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО Абсолютное технологическое лидерство, уникальность услуг.
ВЫЗОВЫ Нужно коммерциализировать технологии.

Опреснение

РЫНОК В условиях роста населения и потребления электроэнергии, изменения климата, истощения водных ресурсов растет потребность в воде. Опреснение и повторное использование — основное решение. Сегодня опресняется 30 км³ в год, прогноз к 2030 году — около 100 км³.
КОМПЕТЕНЦИИ «РОСАТОМА» Есть линейка оборудования как для опреснения, так и для водоподготовки и водоочистки.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО «Атомэнергомаш» разрабатывает проект опреснительного комплекса, интегрированного с АЭС, который одновременно решит вопрос обеспечения электроэнергией и водой. Базовый дизайн комплекса представят до конца года.
ВЫЗОВЫ Надо минимизировать цену комплекса за счет новых технических решений, чтобы клиентам было выгоднее покупать интегрированный продукт, а не АЭС и опреснительную установку по отдельности.

ОПРОС

Участники конференции топ-менеджеров рассказали, что мешает эффективному взаимодействию бизнеса, науки и производства.

Андрей Никипелов
Генеральный директор «Атомэнергомаша»
— Мне кажется, есть проблемы в коммуникации. Производство, бизнес сегодня к науке обращаются лишь тогда, когда возникают неразрешимые проблемы. А ученые на этом этапе уже ничего сделать не могут. С другой стороны, бизнес и производство не чувствуют погружения, вовлеченности науки во все их процессы. Наука не проявляет активности, не предлагает каких-то своих решений, а производство и бизнес вовремя не спрашивают у науки совета. Ученых надо приглашать в любые бизнес-проекты на старте. Даже до того, как принимается решение развивать новое направление.
Александр Локшин
Первый заместитель гендиректора «Росатома» по операционному управлению
— Конфликта как такового между бизнесом, производством и наукой нет: конфликт — это когда цели разные. Но нам не хватает слаженности, взаимопонимания. Каждый играет в своей тональности и не слышит, что играет сосед, — музыки не получается. А без музыки сейчас никак. Жизнь вынуждает искать решение всем вместе.
Леонид Карпюк
Генеральный директор ВНИИНМ
— Не все представители бизнеса и производства понимают, что инновационная продукция имеет право не быть успешной. Когда берешься за что-то новое, нужно быть готовым к тому, что получишь отрицательный результат. Если мы заранее уверены в успехе, это уже не инновации. Сейчас же у бизнеса подход такой: проект обязательно должен быть доведен до реализации. Это объективно не всегда возможно.
Юрий Оленин
Президент ТВЭЛ
— Когда ТВЭЛ ведет с иностранными партнерами переговоры о продаже нового продукта, например топлива «ТВС-квадрат», то плечом к плечу сидят руководители двух функциональных блоков: международно-коммерческого и научно-технического. Технологические параметры и преимущества продвигаются в тандеме с ценовыми и сервисными. Только при такой слаженной работе заказчик принимает положительное решение о приобретении российской атомной продукции. Не представляю, как можно иначе вести внешнеторговую деятельность.
Владимир Асмолов
Советник гендиректора «Росатома», председатель научно-технического совета №1 «Ядерные энергетические установки и атомные станции»
— Не может быть конфронтации между наукой и бизнесом. Бизнес — это инструмент, чтобы имеющиеся технологии, научные разработки превратить в деньги. При этом сейчас в Ростехнадзор или в Главгосэкспертизу ходят без представителей науки. Это нужно запретить. Только разработчики могут обосновать потребительские свойства того или иного продукта.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: