Особое мнение о театрально-научной лаборатории «Аннигиляция»

Алена
Солнцева

Критик, доцент кафедры кино и современного искусства, Российский государственный гуманитарный университет


В Казани прошел необычный эксперимент: ученые, актеры и режиссеры собрались для совместной работы над научными проблемами.
В постановке «Коллапс» театрально-научной лаборатории «Аннигиляция» Олега Лоевского, Дмитрия Волкострелова и Инны Ярковой это выглядело так: в большой комнате друг напротив друга выстроены два амфитеатра. В одном — зрители, другой пока пуст — по мере развития действия его будут заполнять перформеры. Два актера стоят спиной к зрителям. Они читают текст — переписку режиссера и ученого. Ученый пытается объяснить режиссеру основы квантовой физики, а режиссер делает вид, что да, понимает, но…
Мы все видели научно-популярные фильмы, гораздо реже появляются научно-популярные спектакли. Их задача — с помощью театрального или киноязыка донести сложные проблемы до широкой публики, заинтересовать аудиторию новыми теориями и открытиями. Но режиссер Дмитрий Волкострелов, создатель театра POST, лауреат премии «Золотая маска», ученик Льва Додина (театральный режиссер, народный артист РФ. — «СР»), придумал формат другого рода. Не развлекательно-просветительский подход, а сращение науки и театра.
Участники эксперимента не готовили полноценный сценарий, спектакль, а работали с идеей, предположением или заблуждением. По определению организаторов, это темное пятно на карте, место, где театр еще не бывал, территории, связанные с научными областями знаний, с научным познанием мира. Если идея казалась интересной, создавали команду, в которую приглашали специалиста по научной теме: физика, биолога и проч. Шесть эскизов спектаклей показали в один день на площадке творческой лаборатории «Угол».
В чем суть, корень театральности? Что делает театр театром? Декорации, пьеса, музыка, свет, сцена — без всего этого современный театр часто обходится. Что в остатке? Создание второй реальности, убедительность которой оценивает публика. Есть театр иллюзорный, в нем зритель видит копию или модель жизни. Есть театр игровой, где нет подобия реального мира, но есть убедительность игры. И есть театр состояния — зритель участвует в происходящем здесь и сейчас. Такой театр называют иммерсивным или интерактивным. Будем откровенны, поверить в то, что окружающие нас актеры на самом деле Анна Каренина, Владимир Дубровский или Лариса Огудалова, нельзя. Как заставить зрителя испытать во время спектакля настоящую перемену состояния, увлечь сутью происходящего, а не пересортировкой полученных раньше впечатлений?
«Аннигиляция — реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в иные частицы, отличные от исходных» — ​это определение организаторы лаборатории вынесли в эпиграф. Именно превращение, при котором, изменяясь, участники остаются сами собой, интересует современный театр. Наука, считает Дмитрий Волкострелов, «занимается изучением окружающего нас мира подробно, основательно и внимательно. Она накопила огромный багаж знаний о человеке, языке, обществе, технологиях. Знаний абстрактных и конкретных, которые меняют нашу жизнь с нарастающей скоростью». Театру ускорения не хватает.

СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА
Театрально-научная лаборатория «Аннигиляция» — это часть просветительского проекта Science Drama, организованного информационными центрами по атомной энергии. Проект был представлен 1 октября 2016 года в Новосибирске на фестивале «КСТАТИ. Решения, которые меняют мир». Science Drama — синтез науки и искусства: в читке пьесы принимают участие профессиональные актеры и артистичные ученые. Причем не всегда можно угадать, кто артист, а кто научный сотрудник. После зрители и перформеры устраивают дискуссию, обсуждая правдивость произведения с научной точки зрения и сценичность текста.
Участники эксперимента выбирали тему из любой области: математики, теории информации, астрономии, химии, биологии, физики, кроме гуманитарных дисциплин. Психология, история и социология слишком близки к театру, дистанция недостаточна. Поскольку в науке театральные деятели не сильны, они работали с учеными. Одни исследовали эффект ревербераций, или, проще говоря, эхо (перформанс «ИНЕТ — ТЕНИ»). Водили зрителей по залам с разной акустикой, создавали акустическую среду, показывали, как звучит город. Другие взялись за демонстрацию процесса эволюции как спонтанного накопления мутаций («Случайность»). Третьи заменили театральное представление групповым тренингом по поведенческой экономике («Панды не умеют плавать»), но провели его артистично.
Самым эффектным стал перформанс, опиравшийся на традиционные театральные компоненты — актера, драматургию. В маленьком спектакле «Копеподы» авторы, создатели независимого театрального коллектива «Театр. Акт» в Казани Ангелина Мигранова и Родион Сабиров и гидробиолог из Севастополя Денис Алтухов, разыграли полную драматизма историю смены видов веслоногих рачков в Черном море. Продемонстрировали не романтическую, но в то же время удивительную повседневность исследователей, провели несколько аналогий, иллюстрирующих, насколько обеднеет мир с исчезновением разнообразия. Артисты и зрители перевоплощались в рачков, читали монологи, рисовали своих героев, чертили диаграммы, показывали видео, делали пробы воды из Волги, совершали вивисекцию рачка под микроскопом, размышляли о вечном. Публика охотно развлекалась, старая добрая театральность брала верх над постдраматическими упражнениями, но и сама менялась в процессе.
Пока зрители зачастую внутренне сопротивляются аннигиляции. Но путешествие в иное пространство театрального переживания и воплощения захватывает, происходят удивительные открытия, пусть и не вполне научные, но зато эмоционально волнующие. За один день театрально-научная лаборатория позволила нам испытать чувства, прежде незнакомые, и открыла новые стороны жизни. Собственно, этого организаторы и добивались. Эксперимент прошел успешно.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: