Пока Нововоронеж готовится к пуску

На площадках трех российских станций полным ходом идет строительство пяти энергоблоков. Об успехах и неудачах строителей рассказывает президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов.


Нововоронежская АЭС

На седьмом энергоблоке в марте планируется приступить к монтажу парогенераторов и установке верхней части купола реакторного здания.
Шестой энергоблок готов к физпуску. Этому предшествовала огромная работа генподрядчика — группы компаний ASE. «Конечно, площадка далека от идеала. Но то, что система управления там выстроена наилучшим образом – это факт, — отмечает Виктор Опекунов. — Специалисты работают в команде, в действиях каждого чувствуется ответственность за свое дело».
Важную роль сыграло обучение персонала. Только в прошлом году около 500 монтажников прошли подготовку в центре СРО атомной отрасли в Нововоронеже. В этом же центре обучали сварщиков. Лучшие из них будут представлять атомную отрасль на чемпионате мира WorldSkills Competition в 2019 году в Казани.
Ленинградская АЭС
Сооружение первого блока с реактором ВВЭР вышло на финишную прямую. В начале года начался электромонтаж оборудования крана транспортной эстакады, который предназначен для перемещения грузов, свежего и отработанного ядерного топлива в гермозону здания реактора и обратно. На март намечена послемонтажная очистка трубопроводов и оборудования технологических систем со смывом воды в открытый корпус реактора.
На втором блоке смонтировали закладные детали транспортного шлюза. Два металлических кольца диаметром 8 м подняты на отметку +26, выставлены на опоры и приварены к раскрепляющим конструкциям наружной и внутренней защитных оболочек здания реактора. После монтажа основного оборудования в закладные детали будет установлен транспортный шлюз.
На ЛАЭС внедряются новые методы строительства. Достаточно вспомнить открытый способ монтажа — open top, при котором корпус реактора перемещается в гермозону не горизонтально — через транспортный шлюз реакторного отделения, а вертикально, между балками полярного крана. Это технологическое решение позволило сократило количество операций на монтаже с восьми до трех. Инновационным был монтаж укрупненного полярного крана и купола внутренней защитной оболочки. «На ЛАЭС работают квалифицированные и творческие люди. Новые технологии доказали свою эффективность, но сожалению, они не выстроены в технологическую цепь. Над этим ленинградским атомщикам предстоит поработать», — констатирует Виктор Опекунов.

Ростовская АЭС. Третий блок в сети, четвертый - на подходе

Ростовская АЭС. Третий блок в сети, четвертый — на подходе

Ростовская АЭС
На четвертом энергоблоке 27 февраля началась сварка главного циркуляционного трубопровода. На 28 стыках работают четыре бригады шестого, высшего, разряда – 36 сварщиков. Им предстоит побить рекорд нововоронежских коллег, которые на шестом энергоблоке справились за 102 суток. Отметим, что в 2013 году ГЦТ третьего блока Ростовской АЭС сварили за 143 суток.
В ближайшее время планируется начать монтаж ГЦН и машины перегрузки топлива. Главный пункт в графике на этот год — пролив технологических систем на открытый реактор. Пуск блока намечен на 2017 год. «На площадке много опытных организаций, которые знают, как качественно и в срок справиться с задачами», — комментирует Виктор Опекунов.
Курская АЭС-2
Станция сооружается на базе энергоблоков ВВЭР-ТОИ. Сразу развеем слухи о том, что стройка приостановлена: работа не прекращается ни на минуту. Пока на площадке идет разработка грунта и монтаж конструкций на объектах стройбазы. Монтируют подъездные пути к железнодорожной дороге. Автодорожный мост через реку Сейм будет сдан в июне. В этом году нужно получить лицензию на сооружение двух энергоблоков и разрешение на строительство.
Финансирование строительства новой станции в этом году обеспечено в полном объеме. На одни строительно-монтажные работы понадобится более 4 млрд рублей. Сейчас готовятся документы для аванса за оборудование длительного цикла изготовления.

Смоленская АЭС
В «Росэнергоатоме» обсуждают план подготовки к сооружению замещающих мощностей Смоленской станции. Лицензию Ростехнадзора на размещение САЭС-2 рассчитывают получить в сентябре. Среди приоритетных задач этого года — перевод земель Гослесфонда в земли промышленности на площадке в Пятидворке, госэкспертиза результатов инженерных изысканий. Первый энергоблок САЭС-2 по проекту ВВЭР-ТОИ планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году.
Выживают сильнейшие

Как сказывается банкротство строительных компаний на атомных стройках, за какие провинности исключают из СРО и как продвигается программа импортозамещения – обо все этом разузнала «СР».
Сейчас на атомных стройплощадках работают четыре сотни строительных, проектных и изыскательских компаний. Большая половина — члены СРО атомной отрасли. «Они выполняют 82 % объема работ, самые ответственные задания, к которым предъявляются высокие требования», — комментирует Виктор Опекунов.
Деятельность каждого участника стройки жестко контролируют надзорные органы. В прошлом году 94 компании были исключены из СРО. После проверок пришлось попрощаться с теми, кто не соответствует требованиям. Низкая квалификация персонала и слабая материально-техническая база – весомые аргументы.
Несколько организаций исключили за системные нарушения стандартов и технических регламентов при проведении работ. На сегодня действуют 114 стандартов. «Хотя они и не являются национальными, однако признаются строительным сообществом и указываются в актах Ростехнадзора», — говорит Виктор Опекунов.
Кризис в российской экономике отразился на многих строителях и проектировщиках. Список банкротов в прошлом году пополнила организация по монтажу тепломеханического оборудования и трубопроводов на тепловых и атомных электростанциях «Е4-центрэнергомонтаж» и «Экономико-финансовая энергетическо-строительная корпорация», работавшая с конца 1990-х на энергетических и промышленных объектах в России и за рубежом. На рассмотрении в Арбитражном суде Москвы находится дело о банкротстве крупной инжиниринговой компании «Группа Е4». В прошлом году, не достроив градирню НВАЭС, обанкротился «Мостострой № 6», за которым числился ряд объектов на Калининской и Ростовской АЭС. На нововоронежской площадке компанию сменила «Высота», уже работавшая на ЛАЭС.
Но атомные стройки не опустели. На смену выбывшим приходят другие игроки, покрупнее: Strabag, «Ремпуть», «Мосфундаментстрой-6», «Мостотрест 2005». В отрасли должны работать сильнейшие, считают в СРО. В начале этого года 24 строительные компании стали членами ассоциаций. Их суммарный капитал составляет 26 млрд рублей. Для сравнения: оборот 94 исключенных был – 24 млрд.

Важный аспект сооружения атомных объектов — импортозамещение технологий. Этой задачей в СРО занимаются второй год: разработали программу и определили для развития семь технологий. Все сейчас в разной степени готовности. На сооружении блоков НВАЭС уже применяется система предварительного напряжения защитной оболочки ядерного реактора. Эта разработка московской компании «Следящие тест-системы» дешевле зарубежных аналогов и имеет очень высокие прочностные качества. По подсчетам экспертов, они даже превышают характеристики французской системы, которая широко применяется сейчас. Новинка СТС сэкономила нововоронежцам около 500 млн рублей.
Еще удачный пример — использование муфт для механических соединений арматуры. Стандарт на них уже разработали в СРО и передали проектировщикам.
Другая российская технология, полностью готовая к применению на объектах атомной отрасли, называется «Спецпласт-109М». Это специальные полимерные наливные покрытия. Сосновоборский «Спецхиммонтаж» может выпускать до 1,2 т такой продукции в год. Есть загвоздка: в атомных проектах прописаны ТУ зарубежной компании, и отечественный производитель пока никак не может выйти на рынок.
Но в СРО работают над расширением коридора для российских поставщиков. Так, разработан стандарт применения анкеров — крепежных изделий. Ими предлагают полностью заменить закладные детали, которые крепятся только на этапе заливки бетона. Анкеры можно врезать в стену в любой момент. Но вот незадача: анкеры в атомной отрасли используют импортные. В СРО уверены, что отечественные компании, способные освоить производство этого вида крепежа для атомной отрасли, найдутся.

Развитие программы импортозамещения подрядчикам на руку. «Мы можем покрыть потребности в электромонтажном оборудовании сразу трех строящихся АЭС. Причем наша продукция ни в чем не уступает по качеству, а стоимость значительно ниже», — уверяет Андрей Вагнер, заместитель генерального директора корпорации «ЭСКМ», директор ассоциации «Союзэлектромонтаж». ЭСКМ осуществляет комплекс работ по монтажу, ремонту и наладке электрооборудования КИПиА на тепловых и атомных станциях не только в России, но и за рубежом. Компания имеет большую производственную базу в Краснодаре, где налажено производство стоек, теплообменников, вентиляционного оборудования.
«Росатом» поддерживает отечественных подрядчиков: в проектную документации вносятся изменения, куда включают ТУ отечественной продукции.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: