Профессии будущего: люди против машин

Информационные центры по атомной энергии приняли участие в школьной Неделе высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ). В этом году мероприятие впервые стало тематическим и было посвящено профессиям будущего. Сегодня выбрать специальность подростку куда сложнее, чем лет двадцать назад. Как помочь школьникам найти свое место на рынке труда завтрашнего дня — в материале «СР».

Глава Сбербанка Герман Греф говорит, что вряд ли возьмет на работу выпускника юридического вуза: компьютеры выполняют рутинную работу и составляют стандартные иски точнее и быстрее людей. Близки к попаданию в «Красную книгу» профессий бухгалтеры и корректоры. И даже продавцы — подрастает поколение, предпочитающее покупки онлайн. Компанию «ненужным» скоро составят и менеджеры среднего звена.

«Многие считают, что менеджер особо ничего не делает, он просто связующее звено между руководством компании и работником. Конечно, далеко не всегда это так, но в любом случае информационные технологии позволяют наладить контакты между работником и руководителем напрямую», — рассказывает преподаватель ИТ-школы Samsung Артур Бабошкин. Калининградский ИЦАЭ пригласил его выступить с лекцией на НВТиТ.

Впрочем, информационные технологии не только уничтожают старые профессии, но и создают новые. Неплохой потенциал имеют специалисты по мобильным технологиям, дополненной реальности, интернету вещей, нейротехнологиям. В этих сферах нужны инженеры, чтобы собирать «железо», программисты, чтобы писать софт, и люди, способные всем этим управлять.

Игры на интерес

«Профессия будущего — это и инженер-исследователь, работающий в хирургии и ортопедии. Биосовместимые суставы из специальной смолы, которые создают на лазерном стереолитографе, позволят сделать качественный скачок в лечении болезней опорнодвигательного аппарата», — рассказывает школьникам сотрудник Владимирского госуниверситета Антон Осипов. ИЦАЭ Владимира организовал экскурсию в вуз для школьников. Вообще профориентация не входит в первоочередные задачи центров, но уж очень велик запрос от родителей, учителей и самих детей, поэтому сотрудники атомных центров иногда устраивают такие мероприятия. Владимирские школьники во время НВТиТ побывали на Ковровском механическом заводе и лазерном полигоне «Радуга», на котором, по словам начальника научно-исследовательского отдела Валерия Рокицкого, всегда нужны оптики, схемотехники и опять-таки программисты.

УРОКИ ОТ «РОСАТОМА»
Первую Неделю высоких технологий в 2012 году провела компания «Роснано», участвовали 25 школ из 10 регионов. С тех пор география НВТиТ расширилась до масштабов страны, в мероприятии участвуют сотни тысяч человек, а список организаторов и партнеров пополнили «Роскосмос», Сбербанк, АСИ, Министерство образования, телеканал Discovery, информационные центры по атомной энгергии, Фестиваль актуального научного кино.
Чтобы стать участником НВТиТ, нужно зайти на сайт htweek.ru и выбрать понравившееся мероприятие в своем городе. Школьникам предлагают кинопоказы, вебинары, лекции, экскурсии в университетские лаборатории и на высокотехнологичные предприятия, мастер-классы, встречи с учеными, выставки, семинары, интеллектуальные игры, викторины и квесты.

На сайте есть методические разработки уроков, составленные экспертами компаний-организаторов. Уроки «Росатома» ориентированы на школьников всех возрастов: младшеклассники знакомятся с физикой и видят связь между опытами и знакомыми им технологиями, ученики средних классов узнают об атомной и ядерной физике и исследуют ее связь с химией, а выпускникам предлагается сосредоточиться на физике в биомедицине и попробовать себя в радиобиологии, создав виртуальную модель протонной пушки в качестве лабораторного практикума.

А в ИЦАЭ Екатеринбурга Уральский клуб нового образования провел игру «Компас новых профессий». Ее разработчик Тарас Козинец утверждает, что игра знакомит с профессиями будущего и учит расставлять жизненные приоритеты, ведь самое трудное — заставить подростка задуматься о завтрашнем дне. Проблема еще и в том, что школа пичкает детей знаниями, не увлекая, говорит замдиректора Института живых систем Балтийского федерального университета Наталья Шушарина. «И тут на помощь приходит научно-популярная литература. Ребенку 15 лет. Ему нужно понять, куда поступать. Пусть прочтет Хокинга, Фейнмана, Докинза и выберет, что ему надо. Даже если просто взять фантастику — «Пчелиный волк» (книга Эдуарда Веркина. — «СР»), смотрите, как интересно написано: «Знаешь, что геном человека и геном свиньи практически идентичны? Удали из генома человека несколько хромосом — и получится свинья. Добавь к геному свиньи те же хромосомы — и получится человек разумный». Это, конечно, фантастика, но очень полезная. Дети, по крайней мере, задумаются, что такое генная инженерия».

Диплом не самоцель

Спрос рождает предложение — развивается целая индустрия профориентации. Турфирмы возят детей на предприятия, психологи изучают типы личности и выявляют склонность к группам профессий. Стоимость услуг хорошего психолога довольно высока. Еще и поэтому на бесплатных мероприятиях ИЦАЭ всегда аншлаг. Впрочем, как говорят психологи, консультации нужны скорее не детям, а родителям, которые заявляют: «Сначала вуз, потом уже распоряжайся своей жизнью». А должно быть с точностью до наоборот.

«Диплом — последнее, на что я обращаю внимание при приеме на работу, — говорит еще один гость ИЦАО, директор по международному развитию компании «Битрикс» (18-е место среди ИТ-компаний в списке Forbes Russia) Дмитрий Вальянов. — Если человек приходит с опытом работы, с прокачанными навыками, у него может и не быть профессионального образования. Маркетингу сейчас никто толком не учит, он везде разный, поэтому я недавно взял на работу по продвижению человека, который отлично разбирается в соцсетях и с хорошим английским».

Нарабатывать компетенции, считает Дмитрий Вальянов, нужно в старших классах или в институте: устраиваться волонтером, проситься на любые должности. Тот же «Макдоналдс» — бесценный коммуникативный опыт. Освоить базовые навыки программиста можно самостоятельно, на это уйдет около года, потом пойти работать на стартовую должность в компанию, оттачивать мастерство и расти.

В университетах дают хорошие фундаментальные знания, однако даже лидеры, например Массачусетский технологический институт, не поспевают за прогрессом. Пока студент получает бакалавра, то, чему его учат, устаревает. «Компаниям проще найти человека, который соответствует критериям идеального сотрудника, и самим научить его, — рассказывает Артур Бабошкин. — Поэтому на Западе на подъеме корпоративные университеты. Они гибкие, быстрые и могут дольше находиться на пике технологий».

Сегодня уже недостаточно быть только химиком или биологом. Технологии развиваются на стыке дисциплин. Чтобы стать востребованным специалистом, скажем, в ядерной медицине, помимо чисто медицинских предметов нужно разбираться в физике и математике. «Абсолютно разные, на первый взгляд, области науки слились воедино и образовали набирающую обороты специальность — ядерную медицину», — говорит завкафедрой медицинской и биологической кибернетики СибГМУ Константин Бразовский.

В цене — креативность

В начале 2000-х мобильный телефон считался роскошью, а не средством общения, сейчас забыл его дома — день насмарку. Это к вопросу о том, насколько быстро происходят изменения в технологиях. Технологии двигают глобализацию, говорит Антон Седов, научный сотрудник Института прикладной физики РАН, которого пригласил к себе ИЦАЭ Нижнего Новгорода. «Знаете ли вы, что в производстве одной банки ореховой пасты Nutella участвуют 30 стран? Это говорит о том, что сегодня, чтобы выпустить успешный продукт, недостаточно быть только пищевым технологом. Даже научный сотрудник сегодня должен разбираться в гражданском праве, экономике и знать английский язык», — уверен Антон Седов.
Специалисты считают, что скоро особо востребованна будет креативность, умение концентрироваться, работать с большими объемами информации. А вот умение управлять техникой станет не столь ценным, роботы сделают это лучше человека.

Подверженные стереотипам родители гонят детей поступать на специальности, которые, как им кажется, гарантируют доход. На тех же юристов-экономистов, которых и так переизбыток. А если вспомнить высказывание Германа Грефа, многих из них скоро вовсе заменят роботы. Так зачем решать за ребенка? Лучше помочь ему превратить хобби в профессию. Только если искренне любить свое дело, можно стать настоящим профессионалом, востребованным сотрудником.

Атлас новых профессий

«Сколково» и Агентство стратегических инициатив четыре года назад выпустили Атлас новых профессий. В нем говорится, что через 10 лет энергокомпании будут искать менеджеров по модернизации систем энергогенерации, разработчиков систем микрогенерации, метеоэнергетиков и проч. «Росатом» значится в атласе как один из главных работодателей будущего. Значит, нам пора изучать, кто есть кто в 2030-м.

ПОЯВЯТСЯ ДО 2020 ГОДА

Разработчик систем микрогенерации
Специалист по разработке и проектированию новых технологических решений, связанных с микрогенерацией энергии под требования пользователя.

Проектант систем рекуперации

Специалист по технологическим решениям для «улавливания» избыточной энергии движущихся средств, в первую очередь при торможении.

Маркетолог энергетических рынков
Специалист, знающий глобальный и российский рынок энергопотребления, решает задачи энергосбыта.

Защитник прав потребителей электроэнергии

Проверяет энергетические сети — безопасность, эффективность и другие пользовательские требования, специалист в сфере законодательства по энергосбережению.

Энергоаудитор

Проверяет частные дома, жилые комплексы, офисы, заводы и др. на наличие энергопотерь для оптимизации энергопотребления, дает рекомендации по замене оборудования и модернизации зданий.

Наладчик (контролер) энергосетей для распределенной энергетики

Специалист по анализу сбоев системы, прогнозированию оптимальных режимов эксплуатации, обеспечению расчетной безопасности энергосетей и утилизации отходов. Умеет вводить в эксплуатацию умные сети.


ПОЯВЯТСЯ ПОСЛЕ 2020 ГОДА

Метеоэнергетик
Специалист, занимающийся оптимизацией режимов эксплуатации генерирующих мощностей с учетом климатических условий. Прогнозирует уровень производства энергии в зависимости от долгосрочных метеопрогнозов.

Разработчик систем энергопотребления

Специалист, проектирующий системы энергопотребления в жилых, офисных и производственных помещениях с учетом экономичности, безопасности и удобства управления для потребителя.

Дизайнер носимых энергоустройств

Занимается созданием товаров индивидуального пользования (одежда, обувь и т. д.) с функцией микрогенерации энергии.

Системный инженер интеллектуальных энергосетей

Специалист, проектирующий и моделирующий умные сети, микрогенерационные системы, умные энергетические среды.

Проектировщик энергонакопителей

Специалист в области систем накопления энергии (высокоемкостных аккумуляторов, тепловых накопителей, маховиков и др.), позволяющих сберегать энергию для перераспределения в умных сетях между пиками и падениями.

Электрозаправщик

Специалист, обслуживающий инфраструктуру для заправки электромобилей и других транспортных средств (например, грузовых БПЛА).


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: