Старт "Большого шлема"

Проектировщики находятся в постоянном поиске возможностей для снижения стоимости проектов АЭС и сокращения сроков их сооружения. В «Атомпроекте» задумались над тем, как уменьшить материалоемкость конструкций. Начали сразу с крупного — защитной оболочки здания реактора. Решение предложили гибридное — комбинацию железобетонной цилиндрической части и стального полусферического купола.

Железобетон – прочный, надежный и традиционный материал для защитных оболочек зданий реактора и еще многих объектов и конструкций атомной станции. Возведение купола – одна из центральных строительных операций, занимает до четырех месяцев и стоит почти два миллиарда рублей.
В «Атомпроекте» озаботились поиском материала, который позволил бы без потери функциональности сократить сроки и стоимость производства и установки. Команда петербургских проектировщиков разработала конструкцию комбинированной внутренней защитной оболочки (КВЗО), которая представляет собой преднапряженный железобетонный цилиндр с облицовкой и металлический купол.

Формула экономии

Стратегия «Росатома» предполагает сокращение к 2019 году сроков строительства атомных станций до 48 месяцев, сроков проектирования — до 24 месяцев, снижение капитальных затрат на 15 % по сравнению с проектом ВВЭР-ТОИ. Значительно влияют на стоимость проекта АЭС сроки возврата инвестиций, которые напрямую зависят от длительности сооружения станции. Сокращение времени сооружения приближает выход на окупаемость.
Денис Филягин, заместитель главного инженера проекта Ленинградской АЭС-2 и куратор проекта «Большой шлем», уверен: «КВЗО имеет неоспоримые преимущества перед обычной конструкцией и при этом удовлетворяет всем требованиям».
По предварительным расчетам, возведение внутренней защитной оболочки здания реактора по новой технологии будет быстрее в среднем на 107 дней, стоимость блока – на 184 млн рублей ниже. Экономию дает уменьшение материалоемкости и упрощение системы преднапряжения защитной оболочки — для купола она теперь просто не нужна. «И все это не требует серьезных модификаций – технология сооружения реакторного отделения в целом не предполагает изменений», — добавляет Денис Филягин. В мировой практике встречаются варианты с полностью металлической ВЗО. «Но гибрида, подобного нашей разработке, на АЭС с ВВЭР большой мощности пока не существует», — заявляет специалист.
В рамках инвестпроекта предполагается проведение НИОКР для подтверждения прочности этой конструкции, а также работоспособности всех прилегающих систем. В случае успеха решение планируется внедрить в проект АЭС с ВВЭР-1200 и применить на второй очереди ЛАЭС-2 (энергоблоки № 3 и 4). КВЗО получила положительную оценку блока по управлению инновациями «Росатома» за высокую степень проработки проекта.

Мотивация или энтузиазм?

Вместе с коллегами Денис Филягин представил проект «Большой шлем» на секции «Система мотивации на снижение стоимости и сроков сооружения ОИАЭ» в ходе заседания совета проектировщиков отрасли (подробно о мероприятии «СР» писала в № 30). Горячее обсуждение вызвал факт, что сэкономленная за счет внедрения этого решения на второй очереди ЛАЭС-2 сумма (порядка 300 млн рублей) все же не дотягивает до 5 % стоимости всего проекта, а следовательно, не попадает под программу мотивации.
Впрочем, начальник планово-экономического управления «Атомпроекта» Михаил Миронов отметил, что после включения в проект второй очереди ЛАЭС-2 «Большой шлем» будет внесен в общий реестр мероприятий по уменьшению стоимости проекта, и, когда эффект накопления превысит установленную границу, награда найдет своих героев. «Этот проект уже был рассмотрен экспертным советом института, — говорит главный инженер «Атомпроекта» Анатолий Молчанов, — и признан абсолютно жизнеспособным. Теперь нам предстоит обосновать изменения».
Работе проектировщиков в «Росатоме» уделяют особое внимание. «Мы стали переосмысливать место и роль проектного блока в структуре «Росатома», поняли, что нам нужны общие стандарты, общее информационное пространство и, конечно, система мотивации. Все это поможет понять, какие механизмы использовать для того, чтобы сделать наши проекты наиболее конкурентоспособными и эффективными. «Атомпроект», один из крупнейших институтов в России, ушел в реализации этих задач дальше остальных», — отметил директор по капитальным вложениям «Росатома» Геннадий Сахаров.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: