Трудовой семестр за тремя морями

Второе лето на зарубежных стройках «Росатома» работают лучшие студенты консорциума ядерных вузов. Чтобы попасть в отряды «Тигр» и «Патриот», нужно хорошо учиться, иметь профильную специальность и опыт работы в стройотрядах, а также знать английский на уровне Intermediate.

«Патриот» в Китае
Многочасовой перелет из Москвы в Пекин и поездка в Ляньюньган ребят нисколько не утомили. На следующий день они получили экипировку и прошли инструктаж: ремешок каски должен быть плотно застегнут под подбородком, рукава опущены, одежда застегнута на все пуговицы, на ногах — спецобувь с толстенной подошвой. На площадке жара — ходить в таком обмундировании нашим бойцам было некомфортно. «И не расстегнешься. Если что не так — штраф, — говорит командир «Патриота» Михаил Яньшин из ИАТЭ НИЯУ МИФИ. — За соблюдением правил следят контролеры. Они в красных костюмах, выделяются среди рабочих в синем и сером, — издалека видно».
Александра Цыбина из ННГТУ определили в отдел приема оборудования. Алексей Мухрыгин из МЭИ на блоке сверял соответствие монтажа оборудования проекту, а на складе
помогал принимать оборудование. «Российские специалисты объясняли китайским монтажникам, что это за оборудование, почему его именно столько, где оно применяется. Было интересно послушать, в конце смены я и сам мог много чего рассказать», — улыбается молодой человек. В группе авторского надзора молодые специалисты будущего наравне со специалистами настоящего контролировали монтаж оборудования — выявляли недостатки в реализации проектных решений на каждом этапе. Артема Кудряшова, выпускника КГАСУ, поставили одним из ответственных за совещания по разъяснению проекта — DCM (от англ. design clarification meeting). На таких совещаниях российские и китайские специалисты обсуждают проблемы, возникающие в ходе строительства.
Окончание трудового семестра в Озерске. Студенты кричали «Ура!» и в воздух Похлебаева бросали

Окончание трудового семестра в Озерске. Студенты кричали «Ура!» и в воздух Похлебаева бросали

В отделе системы контроля и управления вводом в эксплуатацию количество стеллажей с обработанной проектной документацией перевалило за сотню. Студенты помогали в разборке и корректировке документов и чертежей. «Свой относительно небольшой опыт в атомной отрасли китайцы компенсируют дотошностью. Все спрашивают — белых пятен не оставляют», — рассказывает Виктория Казакова из НИЯУ МИФИ.
Внимание и поддержку на стройплощадке студенты почувствовали с первой же минуты. Правда, порой китайцы не отличали наших друг от друга. Вначале перепутали фотографии на пропусках двух девушек. Однажды на экскурсии на строящийся блок бойцов «Патриота» приняли за специалистов и чуть не снарядили на контрольную приемку парогенератора. «Когда нам стали выдавать монтажные пояса, — вспоминает Александр Цыбин, — мы смекнули, что произошла путаница, и, конечно, от ответственной операции отказались».
«Не всегда срабатывал английский, — сетует Мария Усенко из НИЯУ МИФИ. — Язык китайцы только начали учить, иногда мы объяснялись жестами». Еще китайцы любят, когда русские
поют. Особенно «Катюшу». В Москву бойцы возвращались с радостью: соскучились по дому, привычной еде. Из аэропорта звонили родным и заказывали гречку, соленые огурцы, картошку и борщ. «Слишком уж сладкая в Китае жизнь», — шутили они.
«Тигр» в Индии
АЭС «Куданкулам» впервые принимала студентов из России. Отряд «Тигр» состоял всего из двух бойцов. У магистранта НГТУ Тимура Шарафеева за плечами две командировки — на Ростовскую и Белорусскую станции. На «Куданкуламе» его отправили помогать инженерам в отдел электрики. Вместе с российскими специалистами он проверял исправность электрических систем.
У командира «Тигра», Романа Островского из МГСУ, в послужном списке работа на Ростовской, Нововоронежской и Тяньваньской АЭС. «На «Куданкуламе» моей задачей было посчитать, сколько часов отработал блок с момента пуска», — рассказывает он. Ребята были свидетелями исторического события — передачи блока заказчику. Они вместе с персоналом АЭС следили за видеотрансляцией с участием руководителей двух государств. «Переполняло чувство гордости за Россию», — говорит Роман Островский. Потом бойцы стали свидетелями энергопуска второго блока АЭС, а известие о включении в энергосистему застало их уже на пути домой.
Ребята влились в коллектив соотечественников, работающих на АЭС. Играли за сборную российских специалистов по футболу — выиграли матч у индийских атомщиков. «Еще запомнилась поездка на автобусе со станции в поселок атомщиков. Мы ответственно подсчитывали, сколько фазанов сидит на линиях электропередачи между двумя КПП. А потом с самым серьезным видом анализировали результат», — смеется Роман Островский. Удивила его традиция индийских атомщиков разбивать кокос о корпус реактора, турбины или парогенератора. «Это как обряд освящения, — поясняет он. — Индийцы верят, что молоко благословит оборудование на безупречную и безопасную работу. Ритуал безобидный — хрупкий кокос не причиняет вреда лакокрасочному покрытию». В следующем году Роман Островский оканчивает вуз и планирует продолжить работу на стройплощадках в качестве сотрудника группы компаний ASE.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Чегодаев
Начальник управления подбора и комплектации персонала, ASE
— Международный студенческий строительный отряд «Патриот» был создан в прошлом году. Пять студентов получили путевки на Тяньваньскую АЭС. Опыт оказался удачным. Российские специалисты в Китае увидели в студентах хороших помощников. Эту практику было решено расширить. В этом году еще один студотряд, «Тигр», отправили на АЭС «Куданкулам». В зависимости от потребности в будущем планируем студентов отправлять и на другие атомные стройки за рубежом. Так как к 2020 году портфель зарубежных заказов «Росатома» значительно вырастет, нам необходимо уже сейчас готовить кадры. Поэтому мы решили взяться за молодых специалистов еще на этапе обучения в вузах.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: