100 лет со дня рождения Африкантова: воспоминания сослуживцев

21 октября исполнилось 100 лет со дня рождения главного конструктора ОКБМ Игоря Африкантова. «Жесткий и властный. Простой и доступный. Юморной» — коллеги вспоминают, каким человеком он был.

«Сами как думаете?»
Уже в 35 лет Африкантов стал главным конструктором особого конструкторского бюро. Ветеран ОКБМ Павел Обухов объяснял феноменальный взлет так: «Крупный специалист и дальновидный организатор, не боялся брать на себя ответственность за принятые решения даже в случае неудачи, от которой никто не застрахован».
«Однажды для проекта подводной лодки нужно было испытать прототип насоса для тяжелого теплоносителя свинец-висмут,— рассказывал почетный ветеран труда ОКБМ Эрнест Новинский.— Первый пуск прошел благополучно. Но минут через тридцать на стенде что-то загрохотало, завизжало, трубопроводы, насос и двигатель затряслись так, будто вот-вот разлетятся. Все бросились за боксы соседних стендов. Двигатель аварийно остановили. Оказалось, что вал насоса диаметром 60 мм за рабочим колесом в месте контакта со свободным уровнем теплоносителя был съеден и с рабочим колесом отвалился в бак насоса. Без нагрузки двигатель пошел вразнос. Так мы впервые поняли, что такое окислы тяжелого металла». На совещаниях по этой проблеме Игорь Африкантов хохотал, вспоминая, как его заместители «драпали от стенда».

Скоро стало не до смеха. Эрнест Новинский продолжает: «С окислами мы ничего поделать не могли. Они осаждались в холодных местах контура, забивали трубы. Опыт борьбы с окислами был только в ФЭИ, на установке 27/ВТ. Приезжаю туда изучать опыт, и оказывается, что нужно письменное разрешение самого Славского. Я доложил Игорю Ивановичу. Он сразу поехал на прием к министру. Так я получил разрешение».
Почетный ветеран труда ОКБМ Олег Самойлов вспоминал: «Игорь Иванович умел навязывать свою волю и делать цель работы жизненной необходимостью многих. При этом соблюдались товарищеские отношения с подчиненными. Он очаровывал обаянием, а его раскатистое волжское «о» создавало особый колорит».
Африкантов приучал сотрудников к самостоятельности. «Если ему приносили нечто заимствованное, он задавал вопрос: «Вы сами как думаете?» Своего руководителя цитирует почетный ветеран труда ОКБМ Федор Митенков: «Хорошему конструктору необходимо знать историю, но следует помнить, что прошлое не исчерпывает всех возможностей, в противном случае достигнутое не развивалось бы».
Шутки-прибаутки
Отношение Африкантова к подчиненным — отдельная история. К некоторым своим сотрудникам он обращался шутливо, рассказывал почетный ветеран труда ОКБМ Марк Ковалев. Начальника объединенной лаборатории Данилу Каганова называл Данилой-мастером, начальника отдела Виктора Карабанова — ходячей энциклопедией, своего первого заместителя Евгения Черномордика — просто Женей, иногда — молодым человеком в зеленом костюмчике. Для главного инженера машзавода Воробьева была присказка «Летит стая голубей, а за ней и воробей».

«ХОРОШЕМУ КОНСТРУК-
ТОРУ НЕОБХОДИМО
ЗНАТЬ ИСТОРИЮ,
НО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ,
ЧТО ПРОШЛОЕ НЕ ИСЧЕР-
ПЫВАЕТ ВСЕХ ВОЗМОЖ-
НОСТЕЙ, В ПРОТИВНОМ
СЛУЧАЕ ДОСТИГНУТОЕ
НЕ РАЗВИВАЛОСЬ БЫ»

Чувствовалось, что Африкантов считал себя в ответе за каждого в коллективе. Советник директора ОКБМ Юрий Панов описывает такой случай: «Заболел у нас коллега. Хирург сказал, что у него саркома лимфатических узлов, операция не поможет. Игорь Иванович съездил в клинику в Москву, добился, чтобы сотрудника взяли, он жив и здоров до сих пор».
Другой красноречивый эпизод, от Эрнеста Новинского: «Работал в расчетном отделе Александр Шапиро. Нам приходилось постоянно оставаться на работе по вечерам, чтобы выполнить задание в срок. И жена Шапиро стала ревновать. Тогда он в нарушение подписки немного рассказал ей — какие важные государственные задачи решает. Жена, полная
гордости за мужа, поделилась с подругами. Вскоре Шапиро пропал из ОКБ». В следующий раз его увидели уже на закрытом собрании с участием КГБ. Всплыло, что Шапиро слушал «вражеские голоса» по радиоприемнику и пытался обсуждать, что говорили в эфире. Ничего хорошего, понятно, это не сулило. Игорь Африкантов взял слово последним. «Он резко осудил виновника. Но в конце речи неожиданно сбавил тон и призвал учесть молодость Шапиро, его искреннее раскаяние и что утечки секретной информации не произошло. Предложил изыскать возможность использования его как грамотного инженера, избрав щадящую меру наказания. По тем временам это было очень смело. Стало ясно, что Игорь Иванович лучше сам накажет провинившегося, чем позволит сделать это органам. Это было одним из ценнейших его качеств: он не мог сломать судьбу человека из-за нелепой ошибки, не приведшей к серьезным последствиям»,— делает вывод Эрнест Новинский.
Был лишь один человек, которому Африкантов не всегда мог возразить,— это жена. «Случай свел нас в булочной. Супруги Африкантовы покупали хлеб. Не знаю, что своей жене сказал Игорь Иванович, только она ответила: «У себя в КБ командуй, а здесь предоставь мне решать». Игорь Иванович промолчал»,— улыбается ветеран ОКБМ Игорь Симагин.
Скончался Игорь Африкантов 19 июля 1969 года в возрасте 52 лет. Коллеги и родственники до сих пор переживают эту утрату. «Если коротко, то отец для меня был всем. И сейчас
остается всем»,— говорит главный специалист бюро перспективного планирования производства ОКБМ Герман Африкантов.
ДОСЬЕ
Игорь Африкантов родился 21 октября 1916 года в деревне Пушкарка Нижегородской губернии. Окончил Горьковский политехнический институт в 1938 году, получил квалификацию судостроителя-теплотехника. С 1939 по 1942 год — начальник группы конструкторского бюро Сталинградской судостроительной верфи. Затем работал на Горьковском машиностроительном заводе, где прошел путь от начальника отделения до начальника и главного конструктора ОКБМ, подразделения завода, позже ставшего самостоятельным предприятием. В 1998 году ему присвоено имя Африкантова.
Игорь Африкантов — руководитель и непосредственный участник работ по созданию оборудования диффузионных заводов, промышленных ядерных реакторов, реакторов и паропроизводящих установок (ППУ) атомных судов и подводных лодок. Главный конструктор первой и модернизированной ППУ атомоходов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», ППУ атомных подводных лодок II и III поколений, энергетических реакторов на быстрых нейтронах БН-350 и БН-600.
Больше информации об истории отрасли, неизвестные факты из жизни отцов-основателей атомной отрасли, важные вехи становления и развития Минсредмаша — в электронной библиотеке «История Росатома» http://www.biblioatom.ru/.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: