Сила науки

В финале Всероссийского конкурса научных работ «Юниор» в МИФИ при­няли участие 280 школь­ников. Главная награ­да — поездка на Intel ISEF в США. Но это еще не все. Победители «Юниора» получат льготы при по­ступлении в вузы. Какие проекты представили участники, с чем связаны их надежды и мечты — читайте в репортаже «СР».

Обними робота

В этом году «Юниору» исполня­ется 20 лет. В честь этой даты организаторы сделали расши­ренную трехдневную програм­му. В первый день был открытый показ работ, во второй — олим­пиада и представление проектов жюри, в третий — подведение итогов и награждение. В со­став жюри вошли представите­ли ведущих московских вузов и специалисты РАН. На конкурс приехали представители компа­нии Intel, «Росатома», «Росэлек­троники». МИФИ вместе с гос­корпорацией реализует целый ряд проектов, среди которых и «Юниор». Поддержка научной деятельности школьников — это возможность своевременно за­метить таланты.

Открытие юбилейного кон­курса прошло на ура. В холлах установили красочные стен­ды с информацией о структуре МИФИ, направлениях подготов­ки и исследованиях (прозрач­ный намек). В актовом зале по­казывали фильмы об институте и фотоархивы, а на первом эта­же — видеоролик о «Юниоре». Гости и участники познакоми­лись с очаровательным робо­том-аниматроником KIKA. Это новая разработка российских конструкторов. С роботом мож­но общаться на разные темы, еще KIKA не против обняться или дать пять. Она сыпала ком­плиментами и охотно отвечала и на вопросы о конкурсе — ис­тории создания, победителях, привилегиях и т. д.

Ближе к делу

«Юниор» делится на шесть сек­ций: «Физика и астрономия», «Математика», «Робототехни­ка», «Информатика», «Биоло­гия и экология», «Химия». Поми­мо презентации научных работ школьники должны были ре­шить предметную олимпиаду. Не справишься с задачами — вряд ли станешь первым, ка­ким бы крутым ни был твой про­ект. В этот раз отбор на Intel ISEF прошли три физика и ма­тематик, а также три химика и биолог.

Чтобы учителя не скуча­ли во время предметной олим­пиады, для них организовали мастер-класс по эффективной коммуникации. Им также рас­сказали про навыки самопре­зентации. Уметь грамотно пре­поднести себя и свой проект, взаимодействовать с разными людьми, вести деловой разговор, мгновенно справляться со стрес­сом — все это поможет школьни­кам уверенно чувствовать себя в любой ситуации. Помочь им в этом — задача педагогов.

Позитивные участники конкурса в ожидании строгого жюри

Марсоход, камера Вильсона, шлем

Финал традиционно проходил в формате выставки научных до­стижений. Стоило гостям или членам жюри подойти к стен­ду, ребята тут же брали инициа­тиву в свои руки и вдохновенно рассказывали о своих проек­тах. Интересно было наблюдать, как у них постепенно пропада­ла дрожь в голосе, как уверен­но они сыпали терминами и по­дробно отвечали на вопросы.

Одиннадцатиклассник из Ом­ска Артем Павленко хоть и не по­бедил в «Юниоре», но на Intel ISEF все же поедет, посколь­ку выиграл в Балтийском науч­но-инженерном конкурсе (тоже проводит отбор команды на Intel ISEF). На «Юниоре» он пред­ставил прототип марсохода, ко­торый нужен, чтобы отрабо­тать базовые принципы работы настоящего. Проект уника­лен тем, что марсоход будет ис­кать не жизнь на Красной пла­нете, а место для оптимальной высадки человека и строитель­ства базы. К слову, ни в СССР, ни в России не было ни одного успешно реализованного про­екта по освоению Марса.

«Я бо­лен космосом, — признается Ар­тем Павленко. — В прошлом году разрабатывал спутник, до это­го — беспилотники. Марсоход сделал за год. Он умеет опреде­лять препятствия и объезжать их, замерять состав атмосферы и вычислять уровень радиации. Сейчас разрабатываю устрой­ство забора марсианского грун­та, в котором впоследствии бу­дет выращиваться картофель. До Intel ISEF хочу усовершен­ствовать конструкцию».

После школы Артем Павленко хочет поступить в «Бауманку», правда, для этого ему еще нужно подтя­нуть все предметы. А после вуза нацелен работать в «Роскосмо­се» — надеется, что когда-нибудь полетит в космос.


Проект одиннадцатиклассника из Сарова Евгения Гончарова по определению размеров и концентрации капель воды в экспериментах с камерой Вильсона занял первое место в секции «Физика и астрономия».

«Конденсация играет определяющую роль во многих атмосферных явлениях — например, ураганах и торнадо, — рассказывает Евгений. — Поэтому исследования на эту тему очень актуальны».

Свои эксперименты он проводил на базе Саровского физико-технического института НИЯУ «МИФИ». Учиться Евгений Гончаров хочет в МИФИ или МГУ по направлению «ядерная физика», а работать — во РФЯЦ- ВНИИЭФ.

Екатерина Шумицкая из Кур­чатова, ученица девятого класса, провела расследование экологи­ческого состояния пруда-охла­дителя Курской АЭС. «Мно­гие купаются в водохранилище, но в то же время ведутся споры, можно там плавать или нет, — рассказывает Екатерина. — Пред­положительно основная причи­на загрязнения пруда — теплая вода, которую ежедневно сбра­сывает атомная станция. Подо­грев воды ускоряет развитие не­которых организмов, появляется больше растительности, увели­чивается кормовая база для рыб. Все это ведет к эвтрофикации во­доема. Но измерив водно-соле­вой состав воды, я увидела лишь превышение содержания орга­нических веществ. Пробы со­ответствуют требованиям Сан­ПиН по микробиологическим показателям. Так как вода нико­гда не замерзает, на косе водо­хранилища сформировался уни­кальный микроклимат, который позволяет зимовать многим пти­цам. Там даже обитают живот­ные, птицы и насекомые, зане­сенные в Красную книгу. Это еще одно доказательство, что эколо­гическое состояние Курской АЭС в целом в норме».

Одиннадцатиклассница из Волгодонска Елизавета Глуш­ко провела похожую работу на Ростовской АЭС. «У населения есть недоверие к безопасности АЭС. Бытует мнение, станция виновна в том, что в Цимлян­ском водохранилище превышена концентрация ионов меди в два раза, — говорит школьница. — Ионы меди оказывают пагубное влияние на рыбу и на человека, который ее потребляет. В первую очередь страдает печень. Я про­вела анализ воды, показала мно­голетнюю статистику на основе отчетов, которые находятся в от­крытом доступе, ходила на об­щественные слушания и выяс­нила, что Ростовская АЭС ни при чем. Дело в том, что превышение было еще до того, как построили станцию. Кроме того, оно идет еще от реки Дон, где находится множество предприятий. Мест­ные жители, незнакомые с этой информацией, заведомо не до­веряют АЭС и все возможные проблемы связывают с ней. Со­стояние Цимлянского водохра­нилища крайне тяжелое. Один возможный источник проблемы я исключила, теперь важно про­должить работу и найти истин­ную причину».

Елизавета Глуш­ко хочет связать свое будущее с медициной: «Меня интересу­ет влияние экологии на человека и человека на экологию».

Арсений Пугач и Кирилл Ско­родумов учатся в 11-м клас­се. Первый живет в Омске, вто­рой — в Санкт-Петербурге. Ребята сделали портативный электроэнцефалограф, кото­рый позволит общаться чело­веку с тяжелыми поражениями центральной и перифериче­ской нервной системы.

«Когда выбирали тему, смотрели, какие проблемы наиболее акту­альны и какие предлагаются ре­шения, — рассказывает Кирилл Скородумов. — Поняли, что для людей, запертых в собственном теле, нет доступных средств об­щения. И мы придумали свою речевую систему».

На голову на­девают шлем, система анализи­рует реакцию мозга на каждую букву алфавита. Человек смо­трит на монитор, концентриру­ется на одной букве, активность мозга сопоставляется с базой, и буква выводится на экран.

«Наш прототип стоил 35 тыс. рублей, — говорит Арсений Пу­гач. — Если запустить массовое производство, будет дешевле».

Арсений Пугач и Кирилл Скородумов хотят помочь людям с тяжелыми поражениями нервной системы

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Модяев

Председатель жюри «Юниора», завкафедрой информатики и про­цессов управления, НИЯУ «МИФИ»

— Мы отслеживаем судьбу победи­телей. Например, наш выдающийся финалист Сергей Тищенко, трижды лауреат конкурса, — доцент МГУ. Сейчас читает лекции по матема­тике в Японии. Практически все, кто прошел «Юниор», получили высшее образование, многие стали кандидатами наук, многие пишут докторские диссертации. За 10 лет молодой ученый уже может состо­яться: шесть лет — вуз, три-четы­ре года — аспирантура, защита диссертации. То есть у государства есть 10 лет, чтобы удержать эту молодежь в России. Если оно не со­здаст приемлемых условий работы, люди могут уехать. Я не считаю, что это плохо, потому что ученым нужны лаборатории, хорошее оснащение.
СПРАВКА

За 20 лет в конкурсе приняло участие более 15 тыс. человек, сборная команда «Юниора» полу­чила на Intel ISEF 84 награды — ребята из России каждый год занимали не только первое ‑— четвертое места, но и получали специальные призы «За выдаю­щиеся достижения». Intel ISEF — уникальное мероприятие. В конкурсе инженерного твор­чества ежегодно участвует более 1,5 тыс. школьников из 80 стран мира.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: